zhallo.ru
В 1453 году под натиском турок-османов, пала на протяжении веков сопротивлявшаяся им Византийская империя. Последний император некогда великой Византии Константин XI Палеолог пал в бою. Младший брат погибшего императора, Фома Палеолог, вместе с семьей бежал, сначала на Корфу, а оттуда в Рим, где нашел приют у папы, взявшего на себя содержание беглеца и заботу о его детях – сыновьях Мануиле, Андрее и дочери Фомы Зое.
Стремясь устроить личную судьбу племянницы последнего византийского императора, папа во все концы рассылал сватов-гонцов, но владелица пышного, но пустого титула греческая принцесса, не имевшая соответствующего статусу приданого, не считалась завидной невестой. В ее приемных покоях не толпились отпрыски королевских домов, желающие сочетаться браком с представительницей сошедшего с политической арены и уже не царствующего дома.
Зоя совсем уже было потеряла надежду устроить свою судьбу, когда в 1469 году откликнувшись на предложение папы, в Рим прибыли послы из далекой Московии. Прибывших послов нисколько не смущало отсутствие у невесты значимого приданого. Растущее Московское государство стремилось выйти на мировую арену, и Иван III намеревался женитьбой на представительнице древнего императорского дома повысить и укрепить свой международный статус.
К июню 1472 года все вопросы были разрешены, Зоя стала собираться в путь. Наследнице греческих базилевсов, ставшей к тому времени уже Софьей (это имя было более привычно для московитов), не терпелось надеть бармы московской царицы.
24 июня 1472 года обоз двинулся в путь.
Большую часть обоза составляла перевозимая на 70 подводах бесценная библиотека византийских императоров, в свое время подаренная правителям Византии властителем Рима. Уже не единожды откупавшийся от варваров римский император понимал, что в скором будущем чужаки не удовлетворятся выкупом, возьмут город штурмом, разграбят и сожгут его. Радея о сохранности библиотеки, римский император переправил ее в Константинополь, положение которого было тогда более надежным.
Вывезенной Фомой Палеологом из столицы Византии библиотеке теперь предстояло переместиться из солнечной Италии в заснеженную Москву.
Новый хозяин библиотеки, Иван III приказал построить на территории кремля подземные хранилища, куда и поместил бесценные манускрипты. Москва горела с трагической регулярностью, но хранящаяся в сводчатых кремлевских подвалах библиотека пережила не один пожар.
Имевший более частые и тесные контакты с иностранцами Иван IV (Грозный) не раз демонстрировал свою библиотеку западным гостям. По свидетельству иностранцев, библиотека включала в себя более 800 манускриптов. Это были греческие и латинские хронографы, сочинения Платона, Аристотеля, неизвестные нам поэмы великого Гомера и книги из знаменитой Александрийской библиотеки.
Со смертью Ивана Грозного следы «либереи» (библиотеки) теряются. В эпоху смутного времени, когда стоял вопрос о самом существовании Московского государства, сменявшие друг друга на московском троне цари были, прежде всего, обеспокоены вопросом удержания власти; уникальное книжное собрание исчезло из поля зрения.
Ее искали, и неоднократно. В 1724 году Конон Осипов, бывший пономарь московской церкви Рождества Иоанна Предтечи, подал «доношение», в котором писал, что имеет сведения о существовании на территории Кремля поземных палат, заставленных сундуками. «А ныне тайник тот завален землею за неведением». С подачи Петра I Осипову были выделены средства на проведение земляных работ и назначено денежное содержание на время проведения раскопок. Со смертью Петра I из Петербурга пришло повеление: «той поклажи более не искать и кормовых денег Осипову более не давать».
Искали библиотеку в XIX веке, по личному распоряжению Александра III.
В конце 30-х годов прошедшего XX века поисками подземного хранилища занимался неистовый исследователь подземной Москвы археолог Игнатий Стеллецкий, для которого поиски «либереи» Ивана Грозного стали делом и смыслом всей его жизни. В процессе раскопок были обнаружены уникальные находки, но «великое искомое», как называл библиотеку Стеллецкий, найдено не было. Точку в многолетних изысканиях археолога поставили война и смерть Стеллецкого в 1949 году.
Последние изыскания исчезнувшего сокровища проводились в 1995-1997 годах.
Возможно, знаменитая «либерея» сгорела в одном из многочисленных московских пожаров. Возможно, древние книги и рукописи пришли в негодность и давно сгнили в разрушенных подземельях. А возможно, ценные манускрипты до сих пор лежат замурованные в подземных тайниках Кремля и ждут своего открытия.
Возможно все. Klim Podkova