demotivators.to
Доктор экономических наук профессор Санкт-Петебургского университета Николай Межевич заявил изданию "Вести сегодня", что Латвия ежегодно теряет 2,5 млрд долларов из-за отсутствия дружбы с Россией.
По подсчетам эксперта, за последние четыре года экономические потери от "плохих отношений" с Россией для Эстонии и Латвии составили 10-15 процентов от ВВП, (10 миллиардов долларов), для Литвы еще больше - до 15 миллиардов.(Т.о. каждая прибалтийская душа за
Также Межевич отметил, что Rail Baltic является ярким примером чисто политического проекта, под который тщетно пытаются подвести экономическое обоснование. Он выразил сомнения в том, что удастся обеспечить загрузку маршрута из Таллина в Каунас, так как на этой территории просто нет такого количества населения и грузопотока. Даже знаменитый туннель под Ла-Маншем, связывающий Лондон и Париж, до сих пор не окупился. Чтобы окупить Rail Baltica, необходимо продлить ветку до Санкт-Петербурга. Но в его нынешнем виде проект представляет "полную бессмыслицу", подчеркнул Межевич, напомнив, что речь идёт о 20% от бюджета. "Мне странно, что в Латвии так много внимания уделяется подсчету убытков, которые принесет введение евро. По сравнению с Rail Baltic это детская забава!", - добавил он.
По мнению экономиста, вступление в Еврозону - это логичный шаг для государства- члена ЕС. От него выиграют те, кто работает на экспорт и часто ездит за границу, а проиграют те, кто производит продукцию для внутреннего рынка и большую часть времени сидит на своем хуторе. "Всякая смена валюты вызывает инфляцию, но, учитывая монетарную политику Латвии, можно предположить, что она будет минимальной", - считает эксперт.
По мнению экономиста, за последние двадцать лет Прибалтика, которая на словах провозглашала желание стать мостом между Западом и Востоком, на самом деле подрывала его опоры. Если в Концепции внешней политики России 1993 года странам Прибалтики были посвящены полторы страницы (столько же, сколько США), то в аналогичном документе 2013 года - всего пара строк. Между тем строительство портовой инфраструктуры в Усть-Луге уже завершается.
"Портам других стран придется довольствоваться лишь остатками российских грузов, - заявил Николай Межевич. - Думаю, что их хватит только на один, и это будет Рижский порт, который имеет выгодное географическое положение, а его руководство проводит разумную политику, занимается модернизацией и строительством новой инфраструктуры на острове Криеву".
Политическая атмосфера в Латвии в последнее время меняется к лучшему, считает эксперт. По его словам, символичным было присутствие президента Латвии Андриса Берзиньша на закладке камня в фундамент "Уралвагонзавода Балтия" в Елгаве. "Это сигнал бизнесу о том, что в экономику страны можно и стоит вкладывать деньги. Сегодня невозможно себе представить, чтобы президент Эстонии или Литвы принял участие в подобном мероприятии", - сказал Межевич. Отношения России с Таллином профессор охарактеризовал как "устойчиво тупиковые" без особой надежды на улучшение. Контакты с Литвой носят "болезненно-эмоциональный характер", заявил экономист.
То, что у Латвии и России сложное общее прошлое, эксперт не считает непреодолимым препятствием для сотрудничества. И приводит пример: отношениям России с Германией сейчас можно только позавидовать. Общими усилиями они реализовали такой мегапроект, как Nord Stream. Развиваются контакты с Финляндией, а в последнее время и с Польшей. Именно это стало для этих стран той "подушкой безопасности", которая помогла удержаться на плаву в период мирового экономического кризиса. Политикам данных государств удалось отделить политику и историю от экономики. Хотя с поляками русские воевали веками, да и среди финнов живы воспоминания о той зимней войне. Но первая скоростная железная дорога проложена из России в Хельсинки, а не в Ригу, напомнил Межевич.
Рассуждая об экономике республик Прибалтики, Межевич признал, что "рост действительно есть, причем в Эстонии он больше, чем в Латвии. Но при этом страны Балтии догоняют самих себя уровня 2007 года. Ведь в 2008-2012 годы объемы производства в Латвии сократились на 77% от годовых объемов производства в докризисный период, в Литве - на 44%, в Эстонии - 43%, и этот провал нужно наверстать. В Финляндии наблюдается небольшое падение экономики, но ее уровень выше, чем в докризисный период. Вот и судите, что предпочтительнее - балтийский рост или финское падение".
Профессор добавил: "Самый красноречивый и важный критерий оценки экономики - эмиграция. Литва потеряла 616 тысяч человек - почти 20% населения, а Латвия 300 тысяч из двух миллионов. Рига вполне может стать транспортным узлом, работающим с товарными потоками на всем евразийском пространстве - от Китая до Лиссабона, однако сегодня реализовать эту идею труднее, чем было двадцать лет назад".
Отметим, что Николай Межевич является профессором кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Он - руководитель магистерской программы Санкт-Петербургского государственного университета "Исследования балтийских и северных стран", специалист в вопросах международных отношений в регионе Балтийского моря, политической истории и экономике стран Балтии, приграничного и трансграничного сотрудничества, автор более 150 научных работ, в том числе учебников.