Правитель Картли и Кахетии Ираклий II стремился к объединению Грузии, заботился о просвещении и развитии экономики. Пытался создать регулярное войско и сохранить независимость от Персии и Турции. Во второй половине XVIII-го века началось сближение России и Кавказа. К концу столетия в российское подданство перешли Малая и Большая Кабарда, Северная Осетия и другие горские области. В 1782 году царь Ираклий II обратился к императрице Екатерине II с просьбой принять Грузию под покровительство России. Ослабленную из-за внутренней разобщённости Грузию грабили даже горцы Дагестана, которые граничили с Кахетией.
В 1783 году между Россией и Грузией был заключён Георгиевский трактат, по которому Россия обязалась защищать Грузию в случае войны, при переговорах настаивать на возвращении владений Картли и Кахетии, завоёванных Турцией. Однако всего три года спустя, в 1786 году, Ираклий II заключил сепаратный мир с правителем Турции Селимом III.
В 1794 году власть в Иране захватил Ага-Мохаммед-хан, сын вождя тюркского племени каджаров. В 6 лет мальчика оскопили враги отца и, вследствие насмешек из-за этого увечья, характер Ага-Мохаммед-хан стал жестоким и безжалостным. Новый правитель поставил цель подчинить своей власти всё Закавказье. В 1795 году он напал на Грузию и разорил Тифлис. Пять дней персы бесчинствовали в городе. Из 60 тысяч жителей осталось всего 5,5 тысяч, большая часть населения угнана в плен. Тогда царь Ираклий II вновь обратился за помощью к Российской империи.
Возмущённая действиями персидского шаха, В 1796 году Екатерина II отправила в Персию экспедиционный корпус под руководством генерал-аншефа Валериана Зубова, которого назначила главнокомандующим войсками Кавказской линии. Кавказская линия представляла собой небольшие укрепления по берегу Терека, охраняемые казаками. Участник русско-турецкой войны, Зубов отличался храбростью и за короткое время взял крепости Дербент, Куба, Шемаха и Гянджа, вынудив шаха вернуться в Персию. В этом походе также принимал участие Пётр Степанович Котляревский, воспитанник командующего егерским полком Лазарева. Однако смерть императрицы остановила продвижение русских в Закавказье. Император Павел I приказал корпусу Зубова вернуться на границу с Россией. Уходящий корпус снова атаковали персы, но от разорения Грузию спасла неожиданная гибель Ага-Мохаммед-хана в 1797 году.
Смерть царя Ираклия II в 1798 году ввергла Восточную Грузию в хаос. Из-за отсутствия закона о престолонаследии между многочисленными потомками царя вспыхнула борьба за власть. Победил в этой борьбе старший сын Ираклия II Георгий XII, но уверенности в безопасности у него не было. Новый царь был вялым и тяжёло больным человеком. Младшие братья не оставили попытки захватить престол и просили помощи кто у Турции, кто у Персии и горцев Кавказа. Так, Александр примкнул к аварскому предводителю Омар-хану, который неоднократно совершал набеги на Грузию. Он собрал войско из грузин, пообещав, что авары помогают ему восстановить власть и не будут разорять грузинские земли. Однако это было всего лишь уловкой, так как для Омар-хана важнее была военная добыча, а не политические интриги грузинских царей.
Георгий XII вновь обратился за помощью к России. Он попросил императора Павла I принять Картли и Кахетию в русское подданство и дать защиту от турок и персов. Главнокомандующий Кавказской линией генерал Карл Фёдорович Кнорринг получил приказ оказывать Грузии всяческую поддержку и направил туда 18-й (позднее переименованный в 17-й) егерский полк под командованием генерала Лазарева. Лазарев Иван Петрович отличился в войне со Швецией, потом на Кавказе – при штурме крепости Анапа и взятии крепости Дербент, после чего и был произведён в генералы. Его семья погибла незадолго до того, как его отправили в Грузию, и самым близким человеком для Лазарева был Котляревский.
В это время из Аварстана к границам Кахетии подошел Омар-хан. Он пользовался большим авторитетом в горах Дагестана и мог собрать тысячи воинов, готовых пойти за ним куда угодно. В союзниках у Омар-хана всегда находились воинственные лезгины. Когда об этом узнал генерал Лазарев, он решил выйти навстречу горцам, чтобы не допустить разграбления Кахетии. В его распоряжении было всего чуть более пятисот штыков. В качестве подкрепления к Лазареву был направлен Кабардинский полк под командованием генерала Василия Семёновича Гулякова. Во время правления Екатерины II Гуляков участвовал в войнах с Турцией и Швецией, а в 1800 году назначен шефом Кабардинского полка. Общее командование русскими войсками в Восточной Грузии было передано генералу Лазареву. Он решил дать сражение Омар-хану в Алазанской долине. К русскому отряду присоединилось собранное наспех грузинское ополчение в количестве 3 тысяч плохо вооружённых человек. Омар-хан вёл с собой до 15 тысяч горцов, для которых набеги считались самым уважаемым ремеслом. В отличие от регулярной армии, конница аварского хана не брала с собой ни запасов продовольствия, ни фуража – всё это добывалось на месте. Для этой цели Омар-хан распределил своё войско вдоль всей границы с Кахетией, и генерал Лазарев заранее не мог знать, откуда горцы нанесут удар.
Войско Омар-хана спустилось с гор в Алазанскую долину, перешло на правый берег реки Алазань и двинулось к местечку Караагач. Узнав об этом, генералы Лазарев и Гуляков повели ему навстречу объединённый русско-грузинский отряд. 5 ноября 1800 года он занял позицию в шести верстах от походного лагеря горцев. Опытный Омар-хан не захотел принимать открытый бой и ночью обошёл русский отряд ночью, двигаясь в сторону Тифлиса. Генералы начали преследование и настигли хана 7 ноября на берегу реки Иори, рядом с селением Кагабети. Лазарев построил своих солдат в каре и Омар-хану ничего не оставалось кроме как принять бой. Перейдя на левый берег Иори, его конница с двух сторон обрушилась на отряд Лазарева и встретила мощный отпор. Омар-хан снова бросился в атаку, на этот раз нацелившись на грузинских ополченцев. Те бросились врассыпную при виде тысяч всадников, и им на помощь поспешил генерал Гуляков. Конница горцев атаковала несколько раз, и каждый раз лошади отступали, натыкаясь на каре Гулякова. Их отпугивали люди со штыками и выстрелы. Особенно настойчивыми оказались лезгины, но Омар-хан скоро понял, что прорвать русское каре ему не по силам. Он подал сигнал к отступлению. Всё сражение заняло 3 часа, победа русских была полной.
Вот как описано бегство войска Омар-хана в «Карабаг-наме» Мирзы Адигезаль-бека: «Лезгины, ударив лицом в грязь… пустились бежать. Они бежали до границ гянджинских земель. Так как в то время горы были покрыты снегом, совершить переход в Дагестан было невозможно. Они думали, что достигнув Гянджи оттуда направятся в Карабаг и, пробыв там всю зиму, с наступлением весны вернутся к себе на родину. Как только население Гянджи узнало об участи лезгин, обнажив мечи, начало истреблять этих малочисленных и беспомощных людей, даже тех, которые уцелели и бежали, догоняли и безжалостно убивали. Они после долгих мытарств добрались до Джар и остались там зимовать. Через некоторое время Умма-хан (Омар-хан) там заболел и умер». После этого, как отмечает далее Адигезаль-бек, «вера населения Гюрджистана в доблесть и отвагу русских победоносных войск сильно возросла».
По подсчетам, Омар-хан потерял больше двух с половиной тысяч убитыми, наступление темноты спасло его от дальнейшего преследования генералом Лазаревым. Наградой победителям стал лагерь Омар-хана и аварское знамя, захваченное на реке Иори. Это знамя было торжественно доставлено в столицу России. Войско Омар-хана распалось, поход против Грузии оказался последним и лишил его власти и авторитета.
Император Павел I за победу на Иори пожаловал генералам Лазореву, Гулякову и Котляревскому высшую награду того времени – орден Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Крест), а низшие чины получили по серебряному рублю. Полк стал называться Ширванским. 18 ноября 1800 года Павел I подписал манифест о присоединении Грузии к России, а генералу Кноррингу приказал ввести войска в Восточную Грузию. В конце декабря скончался царь Георгий XII, а его преемником стал сын Давид. Но он недолго продержался на троне. 12 сентября 1801 года император Александр I обнародовал манифест о вхождении Грузии в состав России без права государственной автономии и Картли-Кахетинское царство было преобразовано в Тифлисскую губернию. Генерал-губернатором назначили Кнорринга. Генерал Лазарев был предательски убит в 1803 году грузинской царицей Тамарой во дворце в Тифлисе. Генерал Гуляков погиб от пули лезгина, попав в засаду в январе 1804 года в Закатальском ущелье. Штабс-капитан Котляревский прославился во время русско-персидской войны 1804-1813 годов и получил прозвище «генерал-метеор».
В результате победы русского оружия на реке Иори на Кавказе осознали, что Грузия находится под защитой Российской империи. В Закавказье вспыхнула острая политическая борьба мусульманских ханов и грузинских правителей, которым пришлось выбирать между Россией и Персией. Присоединение Грузии также обострило отношения России с Персией, претендовавшей на эти территории, что вылилось в войну 1804-1813 годов. В ходе этой войны Российская империя присоединила и княжества Западной Грузии.