Если конфликт не будет погашен в самое ближайшее время, то можно с уверенностью говорить о том, что счёт потерям и с той, и с другой стороны пойдёт на сотни.
Это первый весьма масштабный конфликт между Ереваном и Баку с середины прошлого года. В ноябре 2013-го состоялась встреча между лидерами двух стран – Сержом Саргсяном и Ильхамом Алиевым, которая закончилась, по оценкам и одной, и другой стороны достаточно позитивно. Но, судя по всему, при том уровне накала ситуации вокруг Нагорного Карабаха мирный потенциал личной встречи двух президентов иссяк менее чем через три месяца, и выстрелы на границе снова заставляют рассуждать на тему того, что армяно-азербайджанский конфликт далёк от полновесного урегулирования.
Конфликт вооружённый, с пальбой из автоматического оружия и снайперских винтовок по позициям друг друга, накладывается на самую настоящую информационную войну, в которой стороны пытаются перещеголять друг друга. В итоге рождается весьма причудливая смесь, которая наполняет информационное геополитическое пространство и старается вырваться, скажем так, на новые просторы.
Для понимания того, что информационная война в регионе идёт полным ходом, приведём несколько цитат из азербайджанских и армянских печатных и электронных СМИ.
AZE.az (Азербайджан):
Радио Азатутюн (Армения):
АМИ «Новости-Армения»:
Кто спровоцировал «новый» конфликт? Ответить на этот вопрос объективно, судя по всему, не представляется возможным по одной простой причине: на территории, которая уже около двух с половиной десятилетий находится в состоянии перманентных военных действий (то с перемириями и рукопожатиями лидером двух стран, то со спонтанными военными действиями армий в отношении друг друга), любой искры достаточно, чтобы ситуация буквально взорвалась. Во всех проскакивающих «искрах» армянская сторона обвиняет исключительно азербайджанцев, азербайджанская – исключительно армян. Внутри этого замкнутого круга температура начинает расти, накапливающийся пар пока «стравливается» в виде тех самых приграничных перестрелок и серий взаимных притязаний, однако ведь вполне может дойти и до того, что нагорно-карабахский котёл просто взлетит на воздух. Что станет с регионом? Об этих сценариях не хочется даже рассуждать… Этих сценариев, понятно, не желает реализовывать ни армянская, ни азербайджанская стороны, ни кто бы то ни было здравомыслящий, однако желающих чужими руками погрузить кавказский регион в хаос на белом свете немало, а оттого и к серии перестрелок в Закавказье вряд ли стоит относиться, скажем так, с прохладцей.
В этой связи стоит обратить внимание на слова, которые были на днях высказаны американским госсекретарём Джоном Керри на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Керри заявил буквально следующее:
Отчего же не слышать? Слышим. Видимо, те выстрелы и есть работа Государственного департамента США по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта?..
Конечно, можно сколько угодно рассуждать об «эффективности» урегулирования конфликта американскими дипломатами, но в данной ситуации миротворческие потуги и со стороны России выглядят весьма сомнительными. А ведь без участия крупного регионального игрока, коим Россия сегодня объективно и является, усадить стороны за стол переговоров и, как говорится, подвести их к заключению реально работающих соглашений о мирном партнёрстве, однозначно не получится. Не получится по той простой причине, что и Баку, и Ереван будут упёрто стоять на своём. Позиция одних: наша территория оккупирована или нечто в этом роде; позиция других: наша территория аннексирована или опять-таки нечто в этом роде… С такими подходами, да ещё и без реальной (именно реальной, а не размытой во времени и не отставленной на задний план – за кипу неработающих документов) дипломатической помощи, конфликт будет не только тлеть, но и со временем превращаться в тот самый, готовый к взрыву, котёл (а, возможно, превращается уже сейчас).
Но дипломатическая помощь от России сегодня может натолкнуться на своеобразный нюанс, да и, по большому счёту, уже наталкивается. Нюанс в том, что Армения является полноправным членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Азербайджан, напомним, таковым не является. То есть дипломатия здесь должна быть настолько гибкой и корректной, чтобы её отправление в отношении вопросов урегулирования закавказского конфликта не привело к ещё более негативным последствиям. ОДКБ здесь становится своеобразным камнем преткновения. Азербайджан обвиняет Армению в том, что она вошла в состав организации именно для того, чтобы «отхватить» Нагорный Карабах; Армения пытается опровергать эти обвинения оппонентов, однако явно не в большом восторге от того, что ОДКБ в конфликте молчит.
А ведь здесь только и остаётся сказать спасибо ОДКБ за то, что молчит… Иначе кровавый сценарий был бы обеспечен. Ведь военная или даже «околовоенная» поддержка одной из сторон – сценарий катастрофы. Устраивает ли такая позиция ОДКБ официальный Ереван? Ну, тут так: если в Ереване не хотят большой крови, то с позицией придётся мириться. Если большой крови не хотят в Баку, то и там должны реагировать сдержаннее, ведь исключительно на упрёках в оккупации и прочих «прелестях» проблему точно не решить.