Сейчас уже точно неизвестно, кто именно первым произнес знаменитую фразу: «Революция, как бог Сатурн, пожирает своих детей». Кто говорит, что Дантон, а кто — что Демулен. А в «Истории жирондистов» 1847-го года со всей определенностью говорится, что первым эти слова произнес Пьер Верньо. Однако совершенно не важно, кто именно из них произнес это первым. Важно то, что кто бы это ни был — он оказался бы прав. Потому что всех троих пожрала святая гильотина Великой французской революции.
С тех пор, вот уже третье столетие подряд, все революции в мире строго следуют заданной однажды традиции. И пожирают своих детей.
Да только за последние годы сколько мы видели таких трапез! Египет. Ливия. Грузия. Украина. И вот теперь, вы не поверите — опять Украина.
В Ровненской области тремя выстрелами убит активист «Правого сектора» Александр Музычко по прозвищу Сашко Билый. Официальная версия министерства внутренних дел — самоубийство. Мол, Сашко сам выстрелил себе в сердце во время операции по его задержанию. А задерживать его было за что.
Надо сказать, что где-нибудь в другой стране такая официальная версия выглядела бы поубедительней. Но не на Украине, где ровно девять лет назад, в марте 2005-го, сразу же после «Оранжевой революции», в Конче-Заспе под Киевом двумя выстрелами в голову был убит бывший министр внутренних дел Юрий Кравченко. И официальная версия о том, что Кравченко сам выстрелил себе в голову два раза до сих пор является основным ориентиром для отношения украинцев к заявлениям своего МВД.
«Правый сектор», разумеется, ни в какое самоубийство своего боевика не поверил. И объявил министерству внутренних дел, а также лично революционному министру Арсену Авакову войну. «Правый сектор» и его лидера Дмитрия Яроша можно понять — если убили одного, то убьют и других. Тем более, что накануне в интернете появилась запись разговора двух бойцов спецподразделения МВД «Сокол», где они обсуждают готовящуюся спецоперацию по уничтожению Яроша. Причем, что интересно, приказ об этой спецоперации министерству внутренних дел отдает Служба безопасности Украины. Видимо, СБУ расценивает МВД как силу, в общем, равную по ресурсу «Правому сектору». А в условиях фактического отсутствия армии заранее предсказать результаты противостояния «Правого сектора» и милиции невозможно.
И вот две тысячи боевиков «Правого сектора», как водится с автомобильными шинами и бейсбольными битами окружили Верховную Раду и потребовали отправить министра Авакова под трибунал. И раз уж эти боевики не разошлись 21 февраля, когда Янукович и лидеры Майдана пришли к соглашению, то нет ни одного основания думать, что они разойдутся теперь. Тем более после того, как на экстренном ночном совещании министр Аваков предложил запретить «Правый сектор».
Ну что же, логика истории неумолима и революция опять готовится к пожиранию детей. Единственный вопрос, ответа на который пока не очевиден — кто именно будут те дети. Фактический исполнитель февральского переворота Дмитрий Ярош — или те, кто объявил себя властью на руинах разгромленного «Правым сектором» украинского государства.
Зато очевидно, что процесс распада этого самого государства будет продолжаться и дальше. Никто никуда не уходит. На Майдане, прямо у входа на станцию метро «Крещатик» высадили огород. Редиска, салат, лук, петрушка, укроп. Под обугленными стенами сгоревшего в огне революции Дома Профсоюзов заканчивается строительство свинарника. Уже на этой неделе обещают завести кур. В городе волшебная, какая бывает только в Киеве, прозрачная и духоподъемная весна. А за весной будет лето. И любая попытка новой власти зачистить вот эти вот свинарники и огороды закончится известно, чем — новыми погромами, пожарами, смертями и, разумеется, заявлениями европейских и американских политиков о воле народа. Воле народа в самой большой стране Европы, находящейся в одном шаге от полной анархии.
Великая французская революция продолжалась десять лет. Десять лет французы искали свой новый порядок. Украинская революция уж точно не великая, да и все возможные формы порядка давно общеизвестны. Но она все равно будет продолжаться. И завершится не новым порядком, а, скорее всего, полным разрушением Украины.
Потому что как справедливо написал советский поэт Юрий Каменецкий: «Есть у революции начало, нет у революции конца».
Россия 24