Автор: Klim Podkova
Пока еще продолжается Великий Пост, но всё же неизбежно приближается светлый праздник Пасхи. Для каждого православного христианина это один из самых, если не самый важный, праздник, связанный с именем Христа. В связи с этим хочется подробно рассказать моим читателям о главном символе данного события – о пасхальном яйце, истории его появления и его волшебной силе.
Крашеное яйцо является непременным атрибутом пасхальных праздников, наряду с куличом и творожной пасхой. Согласно одной из легенд, первое пасхальное яйцо было преподнесено Марией Магдалиной римскому императору Тиберию.
Состоятельные граждане дарили императору золото, драгоценные камни, а не имевшая ничего Мария протянула Тиберию яйцо со словами: «Христос Воскрес!» Тиберий засмеялся и сказал, что никто из умерших не может воскреснуть, как белое яйцо никогда не сможет стать красным. В то же мгновение лежащее на ладони Марии яйцо покраснело.
Самый распространенный способ окрашивания яиц – с помощью луковой шелухи, их называют «крашенками». Если сквозь коричнево-красную окраску проступают пятнышки, это уже «крапанки», а есть еще «писанки», процесс изготовления которых был весьма трудоемок.
Заранее готовили 3-4 вида краски. Из яблонь добывали желтую краску, из луковой шелухи – красную, из травы – зеленую, из сажи – черную. Яйца брались только от сильной и молодой птицы. Процедуру начинали с первым ударом колокола. Сперва яйцо опускали в желтую краску, и держали, пока хозяйка трижды не прочтет «Отче наш».
Окрашенное в желтый цвет яйцо опускали в воск. На восковом слое косточкой или тонкой палочкой прочерчивали рисунок, после чего окунали в другую краску, затем снова в воск, снова прорисовка узора и в следующий краситель.
После нескольких таких циклов яйцо опускали в кипяток, где все восковые слои сходили, и получалась «писанка» — пасхальное яйцо, покрытое яркими затейливыми цветными узорами. Часто на «писанках» даже рисовались виды природы, храмы и иконки. Считалось, что созданная по всем правилам «писанка» будет храниться долго, не высыхая и не протухая.
Часто в России тема украшения пасхальных яиц становилась настоящим искусством. Так, например, всемирно известный художник Карл Фаберже посвятил созданию своих произведений – ювелирных изделий в виде разукрашенных яиц — свою жизнь и создал собственную школу последователей этого изящного мастерства.
Наши предки считали, что пасхальное яйцо обладает магическими свойствами, способно защитить и уберечь от многих неприятностей и бед. «Писанки» дарили близким и друзьям, как оберег, защищающий от темных мыслей, сглаза, порчи и прочих напастей. Чтобы всходы были обильными, пасхальное освященное яйцо закапывали в борозде на поле, клали в посевное зерно.
Даже скорлупа пасхального яйца, разбросанная по огороду, защищала будущий урожай от злых сил природной стихии. Пасхальные яйца клали в люльку к новорожденному, чтобы злобная крикса, заставляющая младенца бесконечно кричать, не мучала ребенка. Когда отправлялись в лес на поиски пропавшей скотины, обязательно брали с собой пасхальное яйцо – лучшего оберега от лешего было просто не сыскать!
Освященное яйцо закапывали на пороге при входе в хлев: домашние животные, утром и вечером переступая через него, тем самым оказывались под его символической защитой, яйцо прокатывали по хребту скотины – это избавит ее от болезней, шерсть у скотины будет гладкой.
Считалось, что брошенное в огонь пасхальное яйцо гасит пламя, поэтому его часто хранили за иконой на случай пожара. Девушки опускали крашенное пасхальное яичко в воду, которой затем умывались, верили, что омытое такой водой лицо всегда будет свежим, гладким и сиять румянцем.
Как это ни покажется странным, но крашеное яйцо – не совсем пасхальное, в том смысле, что появилось задолго до введения христианства. В раннехристианском познаньском синодальном уставе прямо сказано, что «вручение в пасхальное время яйца – грех, поскольку это языческий обычай».
Как бы то ни было, но яйцо вросло в христианскую обрядность, наряду с куличом и пасхой, и является органичной составляющей православной культуры, и его уже не вырвать никакими усилиями (коммунистам за 70 лет яростной атеистической пропаганды это точно не удалось).
Ведь пасхальное яйцо — это не просто желток в белковой оболочке, это — символ воскрешения, напоминание, что смерть – это вовсе не конец всему, а всего лишь переход в иное состояние бытия.