Это поможет продавать туда оружие и бороться с радикальными исламистами. Россия и Египет в 2015 году проведут совместные антитеррористические учения. Об этом 29 апреля заявил представитель управления пресс-службы и информации Минобороны России по ВДВ подполковник Евгений Мешков.
В течение последних пяти дней российская военная делегация Воздушно-десантных войск находилась с визитом в Египте. Евгений Мешков отметил, что были проведены консультации по вопросам подготовки и проведения российско-египетского антитеррористического учения.
— Когда министр обороны Египта и наиболее вероятный победитель на предстоящих в конце мая президентских выборах Абдель Фаттах аль-Сиси приезжал в конце 2013 года в Москву, обсуждались в том числе и аспекты военного сотрудничества. Теперь они начинают воплощаться в жизнь. Россия заключила в феврале контракт на поставку в Египет большого количества военной техники, и совместные учения — хороший способ эту технику показать с наилучшей стороны, — считает военный эксперт Дмитрий Литовкин.
Каир намерен купить истребители МиГ-29, зенитно-ракетные комплексы ПВО, вертолеты Ми-35, противокорабельные береговые комплексы, боеприпасы.
Но у России есть и более долгосрочные стратегические планы, нежели проведение совместных учений.
— Москва активизирует полномасштабное сотрудничество в военно-технической сфере с Египтом, пытаясь выйти на уровень, который был в 1950–1960-х годах, когда мы фактически перевооружили всю египетскую армию, — рассказал эксперт Института Ближнего Востока доцент РГГУ Сергей Серегичев.
По его словам, соглашением о совместных учениях Россия показывает, что готова сотрудничать с режимом аль-Сиси.
Кроме того, осенью 2013 года в ходе визита в Египет министра обороны России Сергея Шойгу был достигнут ряд договоренностей, в частности, о подготовке египетских офицеров в российских военных вузах, включая академии, и о проведении совместных учений.
— Для России сейчас принципиально важно стабилизировать ситуацию в Египте и закрепиться там, — считает Серегичев. — Москва попытается также улучшить отношения между странами по линии спецслужб. Это необходимо и России. Ведь раньше мы неоднократно обращались к египтянам за помощью в противодействии нашим радикально настроенным студентам из Северного Кавказа, которые обучались в исламских заведениях Египта, где им преподавали ислам радикального толка.
Впрочем, насколько успешным будет такое сотрудничество — вопрос открытый. На то, что в некоторых египетских религиозных учебных заведениях готовят исламистов, Москва не раз указывала Каиру и раньше, но там эту информацию оставляли без внимания.
— России важно, чтобы египетские спецслужбы изменили свое отношение к нам, — полагает Серегичев. — На Синайском полуострове сейчас большое число боевиков, и если аль-Сиси удастся их замирить, то часть может прийти на Северный Кавказ устраивать теракты.
Кроме того, по словам эксперта, многие российские студенты-мусульмане целенаправленно едут в Египет учиться радикальному исламу, а тамошние власти этому никак не препятствуют. Чтобы изменить эту ситуацию, Россия готова помочь Египту в военно-технической сфере и в сфере антитеррористического сотрудничества — в первую очередь в обмене информацией.