11 мая в двух областях Украины пройдет референдум. Вопрос один: «Поддерживаете ли вы независимость (суверенитет) Луганской/Донецкой республики?», задан на русском и украинском языках.
Украинцы, неплохо разбирающиеся в местных реалиях, называли мне примерное соотношение сторонников/противников федерализации в восьми юго-восточных областях:
Правы они или нет, неизвестно. Тем более что после «Одесской Хатыни» цифры наверняка изменились. Но 11 мая мы сможем узнать, насколько точны ощущения, только по двум первым областям. Да и то лишь в том случае, если явка на референдум окажется достаточно высокой.
Горячие головы, требующие немедленного ввода российских войск, должны поставить себя на место Путина: он не знает, хотят ли помощи России местные жители. Но очень хочет знать. Поэтому я уверен, что 11 мая на избирательных участках в Донецкой и Луганской областях будет много наблюдателей из российских социологических спецслужб, которые постараются дать ему объективную картину.
Ибо если за федерализацию действительно подавляющее большинство, решение будет одно — например, вежливые люди за пару дней наведут порядок вокруг Славянска и Краматорска. Если большинство будет не подавляющим, Россия, скорее всего, ограничится использованием результатов на переговорах с США и ЕС — дескать, не вся Украина гладко-унитарная, не выдумывайте.
В остальных шести областях Новороссии о референдумах по разным причинам даже не заикаются. И тем самым не только лишают Путина возможности принять решение, но и себя — права требовать его помощи.