Как США заработали на "плане Маршалла"

_________________


Президент США Гарри Трумэн, госсекретарь Джордж Маршалл, глава администрации экономического сотрудничества Пол Хоффманн и министр торговли Аверелл Гарриман обсуждают "план Маршалла", 1948 г.

 

Осуществление "плана Маршалла" в Европе после Второй мировой войны стало одним из ярких примеров реализации стратегии распространения политических, военно-промышленных и корпоративных интересов США.

Конечная цель глобальной игры: расширение рынков сбыта "В ходе истории человечества империи развивались на фоне роста их военной силы и следовали амбициям их правителей. Торговля и ресурсы всегда тесно связаны с применением военной силы. Для империи США развитие в основном заключалось в коммерческом продвижении американской продукции и установлении контроля над иностранными рынками сбыта. Различные американские компании, такие как Heinz, Singer, McCormick, Kodak, Standard Oil и другие, определяли направление процесса распространения влияния империи. Покупка американских потребительских товаров на иностранных рынках напрямую увязывалась с “цивилизацией” и “прогрессом”.

Экономика “постоянной войны”

Основным интересом крупных корпораций является продолжение роста бизнеса и продвижение на новые рынки. Одним из препятствий на пути этого являются стремления народов и правительств использовать ресурсы, необходимые для корпоративного роста, для других целей. В этом плане национализм, коммунизм и другие идеологии – каждая по-своему – являются препятствиями на пути корпоративного развития.

К концу Второй мировой войны, по ряду оценок, примерно 70% промышленной инфраструктуры Европы было уничтожено. Европейская экономика развалилась. Экономика США, наоборот, переживала бум, во многом за счет военно-промышленного комплекса, который зарабатывал огромные деньги для корпораций, которые были связаны с военным бизнесом. Прибыли американских корпораций выросли с $6,4 млрд в 1940 г. до $10,8 млрд в 1944 г.

Президент корпорации General Motors Чарльз Уилсон (именно ему принадлежит фраза “То, что хорошо для General Motors, хорошо и для США, и наоборот”), ставший впоследствии министром обороны США, в январе 1944 г. предложил укреплять альянс между бизнесом и военно-промышленным сектором, для того чтобы можно было и дальше зарабатывать на “экономике постоянной войны”.

Представители крупного американского бизнеса хотели, чтобы данный поток прибылей не ослабевал. В аналитическом центре Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations, CFR) появилась идея о создании инвестиционного плана для восстановления Европы.

"План Маршалла" В 1946 г. Чарльз Споффорд и Дэвид Рокфеллер выступили с докладом в CFR с названием “Восстановление в Западной Европе”. В 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл объявил о создании плана экономического восстановления Европы. Конгресс США одобрил данный проект, ставший известным как “план Маршалла”, в рамках которого было выделено $13 млрд 16 государствам Западной Европы.

Внешне "план Маршалла" всегда подавался как “беспрецедентный акт международной щедрости”. Однако реальная и не так широко афишируемая цель плана заключалась в предоставлении прямых выгод для корпораций США, которые продвигали данный проект.

Например, Уильям Клейтон, заместитель министра экономики США, помогавший разработать план, лично получал $700 тыс. в год от реализации "плана Маршалла". При этом его компания Anderson, Clayton & Co смогла заработать $10 млн на данной инициативе.

План Маршалла стал официальным поводом для продвижения американского капитала в Европе. Когда проект только вступил в силу, госсекретарь США Дин Ачесон в правительстве президента Трумэна заявил: “Данные меры по восстановлению и реконструкции лишь отчасти руководствуются гуманитарными соображениями. Тот проект, который одобрил конгресс и сейчас проводит наше правительство, в первую очередь является вопросом национальных интересов США”.

Состав комиссии, которая принимала непосредственное участие в создании "плана Маршалла", говорит сам за себя: Генри Стимсон (бывший госсекретарь США, директор CFR), Дин Ачесон (госсекретарь США), Герберт Леман (Lehman Brothers Investment), Филип Рид (председатель правления General Electric), а также ряд других представителей бизнеса.

Старания этих людей не прошли даром. К 1963 г. во Франции американские компании контролировали 40% рынка нефти и нефтепродуктов, 65% рынка кинопленки и бумаги для фотопечати, 65% рынка телекоммуникационного оборудования, 65% рынка сельскохозяйственной техники, 45% рынка синтетического каучука. К 1965 г. совокупный объем инвестиций американских корпораций в Германии составлял $2 млрд, при этом общий объем собственного капитала всех компаний, котировавшихся на фондовой бирже Германии, составлял $3,5 млрд.

Экономическая помощь как политический инструмент

Корпоративные элиты США смотрели на Европу как на большой и пока нетронутый рынок для экспорта американской продукции, с неограниченным инвестиционным потенциалом. Для правительства США экономическая помощь была инструментом политики. Министр торговли США Аверелл Гарриман объяснял эту позицию таким образом: “Экономическая помощь является, возможно, наиболее эффективным оружием в нашем распоряжении. Мы могли бы оказывать влияние и вести политические события в Европе в том направлении, которое выгодно нам”.

Прямым подтверждением этого высказывания является изменение политической ситуации во Франции и Италии – в рамках "плана Маршалла". Коммунистические партии, которые традиционно пользовались высокой поддержкой в этих странах, фактически были выдавлены из правительства.

Начиная с 1952 г. и дальше американская помощь была сосредоточена на построении военной силы в странах Западной Европы. При этом, в течение следующих 10 лет, уже после проведения "плана Маршалла" в Европе, в общей сложности было выделено $50 млрд в виде американской помощи 90 странам по всему миру. Из этой суммы только десятая часть, $5 млрд, была выделена непосредственно на экономическое развитие стран.

Для американских властей коммунизм был угрозой не столько по идеологическим причинам, в частности нарушение индивидуальных свобод, сколько потому что коммунистические страны выступали против корпоративной капиталистической системы. Борьба против коммунизма была, в отличие от тех пропагандистских заявлений, которыми она постоянно сопровождалась, борьбой за рынки сбыта и необходимые ресурсы. Страх заключался в том, что социалистические идеи могут распространиться в Европе и бывших западных колониях и тем самым могут ограничить корпоративный рост”.

Отрывок из нобелевской лекции "Искусство, правда и политика" Гарольда Пинтера, лауреата Нобелевской премии по литературе 2005 г. ("Art, Truth & Politics")

“Преступления Америки совершались систематически, постоянно, злонамеренно и безжалостно, но очень немногие о них говорили. Мы сами передали инициативу Соединенным Штатам. И они выработали почти медицинский подход к манипулированию властью в мире, притворяясь силой, добивающейся всеобщего блага. Великолепный, даже остроумный и весьма успешный случай гипноза.

Я утверждаю, что Соединенные Штаты, без сомнения, величайшие лицедеи. Они могут быть грубыми, безразличными, презрительными и беспощадными. Но им не откажешь в уме. Они торговцы, продающие собственный товар, из которого самое ходовое – любовь к себе. Они победители. Послушайте, как все американские президенты, выступая по телевидению, произносят слова "американский народ".

Например: "Я говорю американскому народу, что пора, помолившись, защитить права американского народа, и прошу американский народ доверять действиям своего президента, которые он собирается предпринять от имени американского народа". Блестящий и хитрый ход.

Фактически язык используется с целью не дать людям подумать. Слова "американский народ" служат поистине роскошной утешительной подушкой. Думать не требуется. Откиньтесь на подушку. Возможно, она задушит вашу сообразительность и способность критически мыслить, но она очень удобная. Конечно, это не относится к сорока миллионам, живущим за чертой бедности, и двум миллионам мужчин и женщин, заключенным в огромных тюрьмах-гулагах, разбросанных по территории этой страны”.

По материалам книги “Who Benefits from Global Violence and War: Uncovering a Destructive System”, Marc Pilisuk, Jennifer Achord Rountree, 2007

 

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 7).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА