Российские потребители все больше отдают предпочтение товарам отечественного производства. Причин такого выбора две: рост патриотизма и ценовое конкурентное преимущество
Россияне все чаще отказываются покупать товары импортного производства, свидетельствуют данные исследовательской компании GfK.
За 2013 год год доля респондентов, которые не покупали товары импортного производства, выросла с 39% до 42%.
Опрос проводился ежемесячно среди 1000 человек, проживающих в городах с населением не менее 500 000 человек.
Аналитики компании отмечают рост патриотизма среди россиян с 2008 года.
«Это проявляется в сдвиге ценностных установок: гордость за свою страну, готовность трудиться на благо страны, признание русских достойной и важной частью мирового сообщества, любовь к родине», - считает руководитель направления «Рыночные возможности и инновации» в GfK Александр Шмельков.
Эксперт, в частности, отметил рост продаж российской продукции во время проведения Олимпиады в Сочи, однако и после ее завершения продажи продукции с ее символикой по-прежнему высоки. По мнению Шмелькова, это скорее способ подчеркнуть принадлежность к группе «русские», чем выбор продукта как таковой.
Макроэкономисты также отмечают снижение доли импорта в товарообороте. Если до кризиса на зарубежную продукцию приходилось 47%, то в 2009 году доля снизилась до 41%, а последние два года она находится на уровне в 44%, - подсчитали в НИУ ВШЭ. Компания Nielsen выяснила, что в III–IV кварталах 2013 года 38% респондентов в России стали покупать более дешевые продовольственные бренды. В I–II кварталах таких покупателей было 20 и 18% соответственно.
«Импорт в начале 2014 года упал на 4,8% в год, - говорит директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов. - Скорее всего, что это последствия девальвации рубля, при которой зарубежные товары становятся дороже. После перемещения в Россию сборки товаров длительного пользования, таких как холодильники и автомобили, ценовая разница с импортными аналогами составила до 20%. Теперь логично было бы ждать повышения спроса на отечественную продукцию и снижение спроса на импорт на 15-20%».
Опрошенные «Эксперт Online» ритейлеры также отмечают повышение интереса к продукции отечественного производства. Так, например, начальник управления по связям с общественностью ГК "Детский мир" Надежда Киселева сообщила, что «объем продаж российской продукции в сети магазинов «Детский мир» в 2013 году вырос на 40%, общий объем реализации отечественных товаров в прошлом году составил 7,9 млрд. рублей». Такая существенная динамика роста, по мнению Киселевой, стала возможна благодаря корректировке ассортиментной политики «Детского мира», в соответствии с которой на полках торговой сети представлены товары, пользующиеся высоким спросом у потребителей. «Наиболее высокий интерес к отечественным товарам мы отмечаем в сегментах «канцтовары», «детское питание», «товары для новорожденных». В 2014 году Компания планирует продолжить наращивать объемы реализации российских детских товаров. В ближайшие годы мы ожидаем существенного роста продаж отечественной продукции в сегменте одежды и обуви», - прогнозирует Киселева.