В последние годы небольшая страна Черногория, часть бывшей Югославии, а затем – Сербии, стала одним из приоритетных направлений российских туристов и отдыхающих. Привлекает, прежде всего, безвизовый режим, схожий с русским сербский язык, Адриатика и красоты природы, которыми Бог в избытке наградил этот клочок земли.
За последние годы россияне неплохо "вложились" в эту страну. По оценкам российских экспертов (и это подтвердил в одном из своих выступлений президент Владимир Путин), наши инвестиции составляют более двух миллиардов евро. Если учесть, что в Черногории проживает 600 тысяч человек, то уровень поддержки Россией славянских православных братушек не может их не радовать.
Как известно, кроме российского бизнеса, сотни россиян присмотрели здесь, прежде всего, на Адриатическом побережье, апартаменты, квартиры, дома или виллы. Пик российского умопомрачения Черногорией пришелся на 2007-2008 годы. Они, образно говоря, стали золотыми для местного населения, никогда не видевшего таких бешеных денег. Соотечественники скупали все на корню — даже развалины каменных домов и недострои — за сотни тысяч евро.
Однако за несколько лет наездами или постоянного проживания здесь многие соотечественники, вкусив местного колорита и приобщившись к своеобразным порядкам, разочаровались в стране. Золотой дождь российских инвестиций, пролившийся на Черногорию, в последние два-три года иссяк. (Однако, заметим, аборигены все еще не поняли этого, продолжая и дальше выставлять на сайтах агентств по недвижимости халупы за баснословные деньги.)
Холодным душем для тех, кто опрометчиво счел Черногорию страной, пригодной для проживания и успешного бизнеса и вложил свои кровные, стало отсутствие цивилизованной законодательной базы, а также коррумпированная ангажированность властных структур, судов и прокуратуры. Допотопность системы судоустройства и надзора превращает обращение гражданина (особенно — иностранца) в эти органы в долгий и мучительный марафон по выкачиванию из клиента денег. И даже если через несколько лет истец получает вожделенное решение в свою пользу, то оно, оказывается, вовсе ничего в этой стране не значит.
"Росбалт" уже писал о нескольких подобных историях, тянущихся годами. Москвич Александр, семья которого опрометчиво приобрела домик в черногорской деревне (его историю мы поведали в прошлом году; ее, кстати, пересказали две ведущие местные газеты), так и не добился выполнения решения исполнительных органов по сносу незаконно выстроенной в 30 сантиметрах от его ограды виллы в 360 квадратов. А ведь после принятия решения о сносе нелегальной постройки прошло уже почти шесть лет! Власть же, вместо того чтобы исполнить собственные законы, выдала уже даже и осужденным за незаконное строительство гражданам разрешение на него.
Курьез заключается в том, что напрямую в суд подать иск к этому гражданину – с требованием снести нелегальную стройку — в Черногории нельзя. Сначала следует в местной общине получить разрешение, чтобы иметь право жаловаться на нарушителя – сюда же, в общину. А после рассмотрения жалобы департаментом урбанизма в игру вступает следующее бюрократическое звено — главный администратор общины, без ответа которого в суд идти нельзя. Ответа же можно ждать месяцами, которые в результате всяческих бюрократических уловок превращаются в годы.
"Когда два года назад нам удалось пробиться к советникам премьер-министра Мило Джукановича, — рассказывает Александр, — мы получили всяческие уверения, что это полное недоразумение и что премьер дал указание своим подчиненным – министру развития Гвозденовичу и главе Инспекции по контролю за строительством Вуксановичу — выполнить принятое годами ранее решение этого же министерства о сносе незаконного строительства. Однако вместо этого глава департамента урбанизма общины Герцег-Нови Баждар срочно выдал нарушителям разрешение на строительство".
Дальше – еще интереснее. О мощной коррупционной спайке властей свидетельствует и тот факт, что члены государственной Инспекции по надзору за строительством, которые приехали по жалобе семьи Александра, шесть часов во дворе под виноградом распивали напитки с хозяевами незаконно возводящегося дома и лично руководили строителями, указывая, с какой стороны закладывать окна, убирать стены и т.д. Это — вместо того, чтобы по долгу службы составить протокол о грубом нарушении закона и снести, наконец, подпольную стройку.
"Во всей этой истории, — говорит Александр, — поражает вранье, уровень которого просто зашкаливает. Оно присутствует на всех этажах власти. В 2008 г. нам врали, что снести недострой нельзя, потому что техника зимой не может пройти сквозь снег в горах. Потом советница Джукановича врала, повторяя вранье Инспекции, что они (Инспекция) не могут найти хозяев стройки Благоевичей, так как те не живут в Черногории. Хотя в это время хозяева отдыхали в Герцег-Нови, пересекая границу страны туда-сюда".
Оказались не в состоянии ничего сделать (при этом, зная хорошо всю историю) и местный прокурор — милейшая женщина Снежана Зейналагич, а также и Генеральная прокуратура, заместитель главы которой Миляна Радович, посетовав на собственное прокурорское бессилие, обещала обратиться в суд. Оказывается, даже Генеральный прокурор не может обратиться в суд, пока главный администратор общины не ответит на письмо надзорной Инспекции. В общем, выходит по всему, что балом в правоохранительной системе Черногории правит какой-то там никому не известный местный администратор. Тут уж не знаешь – рыдать или смеяться.
Видимо, администратор все еще не ответил Инспекции, потому что Генеральная прокуратура так и не обратилась по этому вопиющему делу в суд. Зато под прикрытием общины – главы департамента Баждара и государственной Инспекции по контролю – трехэтажная вилла уже достроена. Выходит, подчиненные Джукановича, которым он дал указание выполнить решение по сносу незаконной стройки, имели своего премьера в виду?
Можно было бы думать и так, если бы не последние события, как говорится, в стране и в мире. Речь о том, что, казалось бы, дружественное России государство после объявленных ЕС и США санкций против Москвы подсуетилось: премьер Джуканович, пребывая недавно с визитами в Брюсселе и Вашингтоне, поддержал их, выступив против РФ. По сути, укусив руку дающую.
А ведь если бы не четкая в 2005 году позиция России, то неизвестно еще, состоялась бы независимость Черногории. Как рассказывал корреспонденту "Росбалта" бывший мэр Москвы Юрий Лужков, в то сложное для Мило Джукановича время он и еще один европейский мэр выступили в Берлине с публичной поддержкой Джукановича и его идеи независимости Черногории – то есть отделения от Сербии. (Зато спустя годы Джуканович даже не ответил Лужкову на его письмо в поддержку россиян, переправив его – личное письмо! — в одну из местных прокуратур).
Эти действия премьера расставили все на свои места: эксперты, которые давно уже утверждали, что власти "зачищают" страну от россиян – по дружеским советам из ЕС – оказались правы. Об этом свидетельствовала и странная возня вокруг российских управляющих в Никшиче, которым стали поступать угрозы физической расправы, на которые полиция не реагировала. А чего стоит поимка на границе "преступника" — финансового директора Алюминиевого комбината в Подгорице с российской стороны? При этом других финменеджеров — с черногорской – никто и пальцем не тронул.
Как заявил посол России в Черногории Андрей Нестеренко местной газете Дан", "у черногорских политиков короткая память. В 2005 году высокие черногорские чины нас буквально умоляли поддержать слабую черногорскую экономику инвестициями, говорили, что русские и черногорцы братья, а теперь – выгоняют". Это заявление вызвало со стороны Подгорицы бурю негодования. Но это – чистая правда. Видимо, и дипломата уже "достала" двойная игра черногорских руководителей.
МИД России прокомментировал поддержку Джукановичем санкций против Москвы, отметив при этом недружественные высказывания премьера в адрес России: "Такого рода заявления и действия идут вразрез с глубокими традициями дружбы и взаимопонимания между народами наших стран, опирающимися на трехсотлетний опыт российско-черногорских отношений". А председатель Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что "продвижение отношений между Россией и Черногорией не должно быть заложником иных больших геополитических интересов и раскладов третьих участников, особенно заокеанских".
Российские дипломаты говорят, – да кто их в Подгорице слышит? Там уже давно сделали выбор в пользу противников Москвы – блока НАТО, вступление в который, кстати, не поддерживает больше половины населения. Однако, видимо, не мытьем, так катаньем, а власти страну туда тащат, надеясь уже этой осенью на натовское "причастие".
Судя по последним событиям, великодушие России тоже имеет свои пределы. На днях в Москве был закрыт единственный в нашей стране черногорский банк "Атлас" — замечен в "отмывании" денег. Из источников в российском политическом истэблишменте стало известно, что на очереди – отмена соглашения о беспошлинной торговле и рассмотрение качества черногорского вина, 90% экспорта которого приходится на Россию.
Это – примеры из сферы большого бизнеса. А ведь существует еще туризм, за счет которого в значительной степени пополняется бюджет Черногории. Известно, что от 30 до 50% ежегодно приезжающих сюда на отдых — из России. По некоторым данным, из-за последних событий уже около 70% россиян, предварительно планировавших отдых на лето в Черногории, отказались от этой идеи. Судя по сообщениям СМИ и жалобам отельеров, местные гостиницы, которые в мае в иные годы были забронированы полностью, сейчас свободны почти наполовину. И что-то не видно, чтобы туристы из западных стран — членов ЕС или НАТО — спешили на выручку черногорцам.
Остановился, кажется, навсегда и рынок недвижимости. Похоже, россияне не желают больше покупать жилье в Черногории (разве что единицы пока еще не разобравшихся, куда попали). Многие соотечественники желают теперь одного: избавиться от такого черногорского "счастья".
Видимо, запамятовали отцы молодого государства завещание святого Петра Цетиньского: быть верным "благочестию и христолюбивой России".