Уважаемые читатели! Если кто пропустил, то в воскресенье у нас на Манежной площади в Москве должен был состояться свой Майдан. Предполагалось, что сотни тысяч рассерженных горожан выйдут под националистическими лозунгами, будут жечь покрышки и полицию коктейлями Молотова. Мероприятие это было так широко анонсировано, что, казалось, непременно состоится. Однако Майдана не случилось по вульгарной причине — никто не пришёл. Почему так произошло и кто виноват — чрезвычайно интересно. Давайте разбираться.
Российский Майдан был намечен на 18 мая и прорекламирован ещё в начале апреля на Майдане киевском. Под радостные звуки массы внизу лидеры киевского протеста просили сознательных украинцев звонить своим родственникам в Россию и уговаривать выйти на Манежку. Обещали, что таким незамысловатым образом удастся собрать «несколько миллионов человек — и тогда Россия станет другой, диктатор падёт!».
Но, видимо, мало кто позвонил. Или мало кто дослушал. Или мало кто послушался. И уж совсем никто — кроме сотрудников правоохранительных органов и некоторых микроблогеров, которые и пришли освещать событие 18 мая, — не явился. Получился классический репортаж с улицы, на которой уже два часа ничего не происходит.
Чтобы вы понимали, какие надежды возлагались на это мероприятие, давайте кратко пробежимся по сообщениям в украинских соцсетях, которые ему предшествовали:
«18 мая по всей России — Манежка-2014. 100 тысяч на Манежке и миллион по всей России. Все эти люди вышли поддержать нас! Долой Путина из Кремля! Разрушим Россию!»;
«Купил пиво и чипсы, жду Великую Манежку-2014. Грандиозное событие. Кто не знает — в 21.00 начнётся акция»;
«Мои российские друзья выходят на революцию. Десятки тысяч таких же парней и девчонок будут вместе с ними. Кто-то готовится жечь. Кто-то готовится мирно засвидетельствовать, что есть другая Россия и она не согласна воевать с Украиной. Они выйдут и будут защищать свои права»;
«У русских появился шанс доказать, что не все они быдло и ватники».
и т.д.
Когда же в назначенное время многочисленные онлайн трансляции начали демонстрировать спокойную и немноголюдную Манежную площадь, посыпались комментарии иного рода:
«Я не понял, Манежка где?»;
«Журналистов — 200, зевак — 200. А где оппозиция, в гей-клубе?»;
«Кровавый уже покинул Кремль?»;
«Посаны, попрыгайте, чтоль?)))».
Получилось как с прилётом какой-нибудь разрушительной кометы-убийцы. Просыпается простой человек утром и из новостей узнаёт, что вчера земля должна была быть разрушена небесным телом, но оно пролетело мимо на расстоянии сто миллионов км. А ведь в ожидании этого события целая толпа чудаков уже обрила головы, сожгла всё своё имущество и съела паспорта. Теперь стоят голые, бритые и без паспортов — и им совсем не смешно, хватить ржать.
Впрочем, такова уж психология майданного контингента, что все свои неудачи и расстроившиеся надежды они объясняют исключительно порочностью москалей. Вот и теперь, едва улёгся первый шок от несостоявшейся революции, как по укроблогам зашуршало:
«Бздилы они все… им уже даже показали что и как, но они всё равно не способны освободиться. Кому на роду написано ярмо носить, тот бык, быку кнут не нужен, а кто по натуре своей волю любит, тому и не оденешь ярмо. Как уже говорилось даже «великими» русскими — это народ рабов»;
«да никогда эта рабская страна не поднимется. Адекватных слишком мало, пусть они лучше к нам переезжают, а остальные рабы догнивают в своей счастливой путинской рассии»;
«да их там порвали бы даже не менты, а обычные ватники, которые поддерживают путина. Шансов нет, адекватным только один путь — сваливать с рашки»;
«мы хотя бы на майдан способны. А вы боитесь своего карлика… жаль россию. Рабы…».
И вот тут мы подошли к самому интересному. Можно было бы подумать, что революции на Манежке не состоялось по причине плохой организации. Однако это не так. Все оппозиционные силы в России были приглашены, но и «Левый фронт», и «Солидарность», и «ПАРНАС», и прочие и прочие — от акции отмежевались. Даже ярые российские националисты предпочли держаться подальше, хотя предполагался на Манежке и националистический контекст.
Последнее особо интересно в свете случившейся буквально пару дней до этого трагедии в подмосковном Пушкино. Если кто пропустил, то там на очередном рынке уроженец Узбекистана в ходе бытовой ссоры убил русского парня (предположительно футбольного фаната) и попытался скрыться. По этому поводу даже состоялся народный сход, который запросто мог перерасти в нечто вроде Бирюлёва-2. Но не перерос — и вот по каким причинам. Полиция отреагировала так быстро и эффективно, что не только установила местонахождение предполагаемого убийцы, но и вернула его из родного Узбекистана, куда он успел спешно улететь. Оперативно был закрыт рынок. Оперативно было выдворено 140 нелегальных мигрантов. В общем, Бирюлёва-2 не случилось. Однако повод, тем не менее, вполне мог быть разыгран на Манежке (ведь убитого не вернуть, да и оперативность реакции власти не оправдывает отсутствия превентивных действий с её стороны). Тот же рынок, где случилась беда, существовал вопреки законам — и чиновники привычно закрывали на него глаза. Однако ж раскручивать тему всё равно никто не стал.
Это заставляет робко надеяться, что украинские события вызвали у всех нас серьёзное переосмысление действительности. Мы вдруг вспомнили (а кто-то впервые открыл для себя), что государство — лучше, чем негосударство. Мы вдруг осознали, что эволюция лучше революции, что чадящие на площадях покрышки и кровь сограждан не гарантируют ни лучшей жизни, ни избавления от олигархов и коррупционеров, ни какой бы то ни было справедливости. И ещё мы поняли, что любое государство, даже самое на вид несокрушимое, может быть уничтожено вернее всего изнутри, руками самих же его граждан, буквально за мешок печенек. Одним словом, мы повзрослели.
Кого за это благодарить? В первую очередь всех тех, чьи комментарии мы приводили выше. Они, не сознавая того, сами дали нам лучшую прививку от майданов, какую только можно представить. Спасибо им, ведь примеров Сирии, Ливии, Афганистана, Ирака нам оказалось недостаточно. И только когда полыхнуло под боком, только тогда мы наконец-то проснулись и начали верно соображать.
Спасибо и всем нам, кто внял этой новой реальности. Не стоит надеяться, что московские оппозиционеры не вышли на Манежку потому, что вдруг стали сторонниками действующей власти. Нет, просто они верно рассчитали шансы и поняли, что выйти по такому поводу и с такими лозунгами сейчас, когда народ имеет по ряду ключевых вопросов единое мнение, — чистое и бесповоротное политическое самоубийство. Они тоже поумнели, да.
Но и власть поумнела. Давайте признаем, что сегодня она уже не та, что года четыре назад. Нет, у неё по-прежнему много недостатков, её по-прежнему можно и нужно критиковать, но всё же она за последние месяцы стала для нас всех понятнее, ближе. Именно по этим причинам и не состоялся у нас Майдан-на-Манежке. И не мог, не имел шансов сейчас состояться. А то, что киевские товарищи этого не понимают, говорит лишь о степени оторванности их от реальности.
Они продолжают ждать свою комету-убийцу, которая сделает круг и непременно вернётся. Остаётся надеяться, что к тому времени и они повзрослеют тоже.