Многим красивым девушкам знаком удивительный феномен: красота не гарантирует счастья. А даже наоборот. Нормальный, добрый и способный быть преданным парень красавиц обычно боится. Во-первых, красавицы ждут миллионера, а во-вторых, на красавиц большой спрос, а, стало быть, их надежность низка. И так нормальные парни находят себе нормальных девушек, а красавицам остается падать в объятия не боящихся ничего циников, которые, как известно, поматросят и бросят. И сколько самых красивых девушек моей беззаботной юности сейчас, в свои сорок, живут без семьи - и не сосчитаешь. А всё потому, что однажды им не хватило мудрости.
Россия - красивая девушка. Ну то есть она уже, конечно, не девушка, но ведь, как известно, в сорок пять - ягодка опять. Россия снова стала ягодкой через две тысячи лет своего существования, и ей стоило бы быть очень мудрой с этой напастью.
Потому что спрос на Россию стал очень большой.
Последний из примеров - Абхазия. Крохотная страна, которая старше России. Но только с признанием Россией суверенитета которой в 2008-м году началась история, собственно, государства Абхазия.
В последние недели в Абхазии начали нарастать протестные настроения, которые на днях вылились в десятитысячный митинг в Сухуми с требованием отставки президента Александра Анкваба.
10 тысяч для Абхазии с населением в 200 с небольшим тысяч - это 5% населения страны. Ну это как если бы на митинг в России вышла бы вся Москва. Вся, целиком. Невозможно представить себе. Так чего же эти люди хотят?
Да очень просто - они в Россию хотят. В 2008-м году, когда Россия впервые в истории признала государственный суверенитет Абхазии, страна очнулась от 15-летнего морока «непризнанной территории» с большими надеждами. И за минувшие 6 лет ни одна из этих надежд не осуществилась. Да, Россия стала вливать в страну довольно приличные деньги - около 2 миллиардов рублей ежегодно. То есть, за 6 лет это составило 12 миллиардов рублей. 300 миллионов долларов. Это только то, что официально прописано в бюджетных документах. А на самом деле, наверное, больше. Где-то под миллиард долларов. Вот люди и интересуются: где эти деньги? Ведь в Абхазии трудно сослаться на то, чего нет - крохотная территория и население масштабов среднего Российского районного центра просто не обеспечивают пространства для информационных манипуляций. Ну можно ли, скажите мне, скрыть миллиард долларов в Сыктывкаре? А в Таганроге? В этих городах живет столько же людей, сколько в Абхазии. Причем они не объединены в семейные кланы, как в Абхазии. А информация внутри кланов распространяется куда эффективнее.
То есть, население Абхазии видит - миллиард должен быть, а его нет. Где он? Наверное, думает население Абхазии, его куда-то дел президент.
Александр Анкваб дейтвительно человек, скажем так, не из приятных. Он стал президентом в чрезвычайных обстоятельствах, после смерти предыдущего президента Сергея Багапша от рака легких в 2011-м году. Анкваб был вице-президентом при Багапше, и это обеспечило (в том числе и административно, конечно) его победу над поддерживаемым Москвой лидером нынешних антипрезидентских митингов Раулем Хаджимбой. Став президентом, Анкваб резко ограничил свое общение с внешним миром (хотя до того прославился плотной работой с населением) и стал проводить политику, которая несколько не отвечала ожиданиям населения в части скорейшей и плотнейшей интеграции с Россией. Он потребовал повысить тарифы сотовой связи, стал вытеснять преступность, приватизировать энергетические предприятия и даже выдавать паспорта Абхазии гражданам Грузии. То есть - делал всё возможное для того, чтобы укрепить суверенитет Абхазской республики. Как это и положено настоящему патриоту Абхазии.
Но суверенитет - довольно тяжелая ноша. Абхазии пришлось дорого заплатить за свою независимость от Грузии (куда ее насильно определил Сталин в 1933-м году) - по результатам войны 1992-93-го годов она потеряла две трети населения и до сих пор вынуждена содержать внушительную по своим масштабам армию. Не смейтесь: армия в 2100 человек для населения Абхазии - это то же самое соотношение, что и в России. 59 танков, 23 установки «Град», 260 бронетранспортеров и 95 пушек и минометов. 5 легких штурмовиков и 6 вертолетов. Пара десятков боевых катеров. Поверьте, это много для страны размером около 170 километров между самыми дальними точками границы.
А тут еще миллиард непонятно куда задевался.
Любые народные движения обычно базируются на элементарных моделях. Ну и что с того, что если миллиарда в Абхазии нет, то его, скорее всего, украли еще чиновники второго и третьего эшелонов в Москве? Это слишком сложно. Ну и что с того, что если Россия и раньше не стремилась включить Абхазию в свой состав (что, кстати, требует в первую очередь решения населения самой Абхазии), то уж теперь, в нынешнем международном контексте и вовсе вряд ли захочет? Ведь у Крыма же получилось! Значит, и у нас должно получиться!
Таковы, как мне кажется, желания митингующих. И проще всего было бы сейчас, с позиций красивой девушки, отмахнуться от этих желаний. Красивые отмахиваются, отмахиваются - да и остаются одни.
Именно поэтому нам нужна мудрость. Мы должны договориться с народом Абхазии, помочь им решить насущные проблемы (например, убедить неприятного президента уступить), быть может выделить денег - но только не отталкивать и не отдаваться. Абхазия должна продолжать жить пусть и не самодостаточно, но суверенно. Хотя бы до тех пор, пока не уляжется вся эта пыль вокруг Крыма.
И именно для этого, я полагаю, туда отправились высокие российские переговорщики.
И лично мне очень хочется пожелать им удачи.
ИЗВЕСТИЯ