Еще не успели появиться первые признаки стабилизации украинской государственности, полуизбранный глава государства Петр Порошенко оказался перед дилеммой, уже уничтожившей политическую карьеру нескольких его предшественников. Речь идет о стратегическом выборе между реализацией евроинтеграционных устремлений украинской элиты и экономической целесообразностью сближения с Востоком.
Более того, положение Порошенко усугубляется тем, что пространство для политического маневра у него уже фактически отсутствует. Если его предшественники с разной степенью успешности могли себе позволить балансировать между Западом и Востоком, то теперь ситуация выглядит предельно категорично: либо - либо. Чудеса дипломатии в сложившейся обстановке уже бессильны. Даже если предположить продемонстрированную Порошенко, известного своей прагматичностью, готовность к тяжелым компромиссам, то его оппоненты в лице соратников Юлии Тимошенко при поддержке радикалов «Правого сектора» немедленно напомнят о том, что он является олигархом, имеющим бизнес-интересы в России. И тогда Майдан-3 под лозунгом евроинтеграции без олигархов станет неизбежностью.
С другой стороны, Порошенко вполне отчетливо понимает, что после майских выборов в Европарламент Европа, в которую стремится политически активная часть украинцев, уже не то межгосударственное объединение, на которое рассчитывали на майдане. Если раньше и были призрачные надежды на то, что Договор об ассоциации с ЕС несет с собой некую экономическую выгоду для Украины, то теперь они окончательно развеяны. Ассоциация будет преследовать интересы исключительно стран Евросоюза и будет проведена в ущерб украинской экономике.
Но это еще полбеды. Ассоциация с Европой ставит пределы участия Украины в альтернативных европейским интеграционным процессам, бурно развивающимся на постсоветском пространстве. Уже сам факт неучастия Украины в подписанном 29 мая в Астане Договоре о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) серьезно ограничивает перспективы восстановления украинской экономики. Даже если предположить, что Украина присоединится к нему позднее, то ее позиции в этом объединении будут слабее, чем у стран-основательниц.
Наличие такой проблемы с трудом, но понял Виктор Янукович, и поплатился за это понимание своим постом и изгнанием. Теперь Порошенко старается разглядеть в Договоре об ассоциации какие-то гарантии европейской поддержки украинской экономики или, в более широком смысле, ее будущее в объединенной Европе. Как 28 мая пишет «The Wall Street Journal» со ссылкой на еврочиновников, Порошенко попросил дать ему больше времени для ознакомления с экономической частью договора, которую он должен подписать через месяц – 27 июня вместе с Молдавией и Грузией.
Разумеется, речь не идет об ознакомлении с документом, как таковым. Порошенко старается затеять торг, получив от европейцев хоть какое-то понимание перспектив украинской экономики в Европе и, одновременно, избежав судьбы Януковича. У полуизбранного президента есть соблазн шантажировать Европу компромиссами с Россией, но в данном случае это будет выглядеть не более чем блефом. Порошенко своей антитеррористической операцией на Юго-Востоке страны сжег за собой слишком много мостов. Порошенко будет сложно объяснить свой отказ от решения донецкой проблемы силовым путем.
Пока же в Киеве демонстрируют готовность к смягчению возникшей напряженности с восточными соседями. Так, 27 мая Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины опроверг нашумевшее сообщение о том, что секретарь СНБО Андрей Парубий заявлял о выходе страны из состава СНГ. А 30 мая украинская сторона подтвердила свое участие в саммите глав правительств стран СНГ в Минске. Напомним, в марте власти майдана были настроены значительно радикальнее. Тогда было заявлено о прекращении председательства Украины в СНГ, мотивировав это тем, что Содружество превратилось, по словам представителя МИД Украины Евгения Перебейниса, в «инструмент реализации интересов отдельных членов, в том числе Российской Федерации». Позднее, в апреле председательские полномочия приняла на себя Белоруссия.
Очевидно, конечный адресат нынешней демонстративной готовности украинских дипломатов к компромиссам с восточными соседями в сочетании с просьбой Порошено еще раз подумать над договором об ассоциации с ЕС – это Европа. Сценарий быстрой, относительно бесконфликтной смены власти окончательно провалился. Втягивание Украины в полномасштабную гражданскую войну без реальных перспектив поддержки Запада в восстановлении экономики и социальной сферы неизбежно ведет к распаду государства и гуманитарной катастрофе. Но Запад оказывать реальную помощь не торопится, понимая, что любые отклонения Порошенко в сторону от генеральной линии майдана на сближение с Европой с большой вероятностью приведут к утрате им президентских полномочий.
Для Порошенко такое развитие ситуации выглядит тупиковым. Выход из столь трудного положения для него может быть найден в рамках принятия крайне рискованных решений, таких как прекращение антитеррористической операции и непротивление формированию государственных органов Республики Новороссия, официально при этом не признавая ее. На этих условиях Порошенко может рассчитывать на частичное сохранение для украинской экономики рынков постсоветского пространства. Тем более что подписание экономической части Договора об ассоциации с ЕС даже в скорректированном виде от Украины может и не потребоваться в связи с происходящими в Евросоюзе событиями. Пришедшим к власти евроскептикам проще отказаться от своих претензий на Украину, чем оказывать ей поддержку.
Однако пока такой сценарий выглядит не более чем слабо реализуемыми фантазиями. Он возможен только в случае если Порошенко удастся избавиться или перетянуть на свою сторону соратников Юлии Тимошенко в своем окружении, таких как Александр Турчинов и Арсений Яценюк. Здесь важно понимать, что сторонники Тимошенко во власти после поражения на выборах не собирались отказываться от продолжения политической борьбы и только ждут ошибок Порошенко, чтобы поднять Майдан-3.
Но тем не менее, сейчас пока еще нельзя говорить о том, что Порошенко имеет возможность сформулировать основы полноценного стратегического курса своей страны в политике и экономике. Он лишь реагирует на входящие факторы, пытаясь нащупать выход из тупика.
кандидат политических наук, политолог