Военный эксперт Михаил Тимошенко ответил "Комсомолке" на пять «наивных» вопросов о происходящем в Донбассе и на Луганщине
Удары самолетов и вертолетов фронтовой авиации по Луганску, повлекшие большое количество жертв и пострадавших среди мирного населения, артобстрелы Славянска и атаки с использованием не просто бронетехники, а и танков - все это с новой силой привлекло внимание к Донбассу и Луганщине. И мы задали несколько «наивных» вопросов нашему признанному военно-политическому эксперту полковнику в отставке Михаилу Тимошенко.
1. Киев объявил антитеррористическую операцию на Юго-востоке. Но не странно ли выглядит ее нынешний этап?
- А это не является никаким антитеррором. Не говоря уже о том, что киевскими силовыми структурами просто терроризируется мирное население городов, антиттерор с применением тяжелой техники, артподготовки перед атаками, задействованием фронтовой, причем, штурмовой авиации и истребителей-бомбардировщиков не проводится. Это самая настоящая войсковая операция. Причем, у неее есть название - штурм города. Попытка классического штурма, которая пока складывается неудачно для атакующей стороны.
2. Почему Россия не вводит войска на защиту жителей в этих регионах или хотя ьы миротворческий контингент?
- Для ввода миротворцев нам требуется, как минимум, согласие Совета Безопасности ООН, для чего в нынешних условиях нет никаких реальных шансов. Ввод же просто российских войск, который, если помните, уже разрешил Верховному главнокомандующему в случае необходимости Совет Федерации РФ, будет расценен как прямая военная агрессия, и здесь речь пойдет уже даже не о каких-то умозрительных санкциях, а о настоящей блокаде России в таком случае. Вместе с тем, я бы не оценивал как очень высокую вероятность ответного ввода войск НАТО на территорию Украины. Если мы вспомним, то Украину и Грузию перед 2008-м годом приглашали в НАТО в качестве не полноценных членов, а партнеров-кандидатов. И согласно этому статусу, они бы несли все бремя обязанностей, но на них не распространялось бы действие 5-й статьи Устава НАТО о коллективной безопасности,
Вместе с тем, я уверен, что Киев и Вашингтон ничего так не ждут сейчас, как ввода российских войск на Украину. Для Киева это станет реальным подтверждением агрессии, о которой он кричит все эти месяцы. И, более того, появление реального, а не высосанного из пальца врага не только мобилизует население, но и позволит списать на этого врага (Россию) причины ухудшающейся ситуации в экономике. А там зреет уже полный ужас, до которого осталось совсем немного. Не буду загадывать про голод и холод, но осень и зима для Украины предстоят, мягко говоря, очень непростые.
Что касается США, то им вооруженный конфликт Украины и России нужен для ослабления Москвы, ее изоляции и отвлечения сил России с международной арены, где в последнее время Кремль регулярно умывает Белый дом, что у администрации США вызывает только негативную реакцию.
Нет никаких сомнений, что Киев в таком столкновении потерпит крах, но для России эта победа станет кровоточащей язвой в области подмышки. Вооруженная борьба примет партизанские формы, а при идеальном для США сценарии усилиями украинских диверсионных групп перекинется и в приграничные области нашей страны. Вашингтон спит и видит, как под боком у России устроить смесь из Чечни и Афганистана.
3. Почему мы не устанавливаем бесполетную зону над Донецкой и Луганской республиками, и можем ли мы обеспечить ее технически?
- Теоретически для объявления бесполетной зоны тоже требуется резолюция Совбеза ООН. Хотя мы помним, что США установили эту зону над Ираком, никого ни о чем не спрашивая. Но ведь уже в истории с Ливией они таким решением заручились, и мы, Россия, напомню, не возражали против этого решения.
Технически выставленные вдоль границы комплексы С-300 способны гарантированно обеспечить бесполетную зону на 200 км. Луганск и Донецк в зону действия этих средств ПВО, как мы видим по карте, попадают, но не все территории областей. Но ведь сами комплексы тоже необходимо прикрыть от атак с воздуха, с земли. А это значит, что к границе надо подтягивать определенную войсковую группировку, что не вызовет очередные дикие крики в Брюсселе и Вашингтоне и обвинения в адрес России, но и чревато провокациями со стороны Киева.
4. Как может Россия помочь жителям этих регионов?
- Прямая военная помощь с нашей стороны исключена в силу вышеуказанных причин. Надо мирными способами добиваться предоставления жителям гуманитарных коридоров для эвакуации. Необходимо обеспечить доставку гуманитарной помощи конвоями. Но вы же понимаете, что в таких условиях любой гуманитарный конвой должен быть обеспечен соответствующей военной охраной, вплоть до той же бронетехники.
Что касается добровольцев, то в УК РФ, конечно, есть статья о наемничестве, но ведь наемничество - это участие в боевых действиях за вознаграждение, оплату, а если добровольцы поедут бесплатно, то здесь в наемничестве упрекнуть уже труднее.
5. Что будет происходить дальше?
- Очевидно, что Мотивация военных Украины в зачистке регионов крайне низка. Если бы их кормили хоть нормально, о чем-то можно было говорить, но они сейчас как босяки - раздетые: разутые, голодные. Это не войско. У странного образования, называемого Нацгвардия, есть мотивация резать и убивать, но нет мотивации гибнуть самим, в отличие от ополченцев, которые защищают свою землю и будут стоять до конца. О чем, кстати, Киев предпочитает умалчивать. Кроме того, у так называемых бойцов Нацгвардии нет совершенно никакого боевого слаживания. Даже если они индивидуально хорошо подготовлено, чего, кстати, тоже не наблюдается, то они совсем не обучены тактике действий в составе подразделения.
А это значит, что они будут все больше ужесточать удары на большом расстоянии, задействовать все более тяжелую технику и ровнять с землей дома и города. Если только, например, ополчение не окрепнет настолько, чтобы перейти к атакующим действиям. Или партизанская борьба не разгорится в других городах так называемого «русского пояса» Украины.
ВОПРОС ДНЯ
Почему мы не используем силу для защиты мирного населения Донбасса?
Анатолий КУЛИКОВ, экс-вице-премьер, бывший глава МВД России:
- Защищать людей надо. Пришло время от моральной поддержки перейти к военно-технической. Люди Донбасса сами способны себя защитить, но у них не хватает ресурсов. И, конечно, надо ставить вопрос о бесполетной зоне, то есть с позиции силы заставить хунту прекратить убивать людей. Но вводить войска нельзя. Ввести войска можно за четыре часа, а выводить потом будем десятилетия...
Алексей МУХИН, гендиректор Центра политической информации:
- Ввод войск не предусмотрен в данной ситуации международным правом. Это будет вторжением и оккупацией. Мы можем это сделать, только используя мандат Совбеза ООН и только с миротворческим контингентом. Эмоции надо четко отжимать и ни в коем случае им не поддаваться.
Владимир БЫКОВ, участник боевых действий в Афганистане и Чечне, Калининград:
- Ввести войска - это уже война, а она никому не нужна. Танки вводить не надо. Нужно признать геноцид, который устроила киевская хунта в отношении народа юго-востока Украины. Нужно начать оказывать реальную техническую помощь Донбассу - поставить им прежде всего средства ПВО.
Алексей МАРТЫНОВ, директор Международного института новейших государств:
- Безусловно, мы сочувствуем и поддерживаем граждан Донбасса. Если появится такое решение, конечно, туда будет введен миротворческий контингент. Возможно, он будет частично российский, но для этого должны пройти «формальные» процедуры. А то, что бегут люди, давайте их спасем! Но, к сожалению, Россия не имеет никакого права вводить свои войска на территорию соседнего государства.
Иван, слушатель Радио «КП» (97,2 FM):
- Это будет расценено как нападение на Украину и развяжет руки американцам, которые объявят себя защитниками украинского народа. А России война с Америкой не нужна.
Гость № 7854, читатель сайта KP.RU:
- Я своего сына растил для того, чтобы в случае необходимости он мог защитить свою Родину, а не чужую...