Всеволод Непогодин. Фото из личного архива
За последние несколько недель мне довелось проехаться в поездах Москва–Одесса и Одесса–Санкт-Петербург. Туристов и людей, едущих погостить к родственникам, в вагонах было совсем немного. Среди пассажиров преобладали украинцы, работающие в России.
Моя собеседница по пути в Одессу родом из Николаева. Уже 18-й год трудится поваром в подмосковном Пушкино. Работает без всяких официальных разрешений и регистрации. За просроченную миграционную карту благодарит пограничника: тысячей рублей — и её фамилия не попадает ни в какие списки нарушителей. Говорит, что работа в Николаеве по ее профессии низкооплачиваемая и унизительная. А в Пушкино и хозяева адекватные, и продуктов всегда предостаточно, так что не приходится тратиться на питание.
Сына забрала с собой, устроила в институт и администратором в бар, а дочка пока упирается и прозябает дома в официантках. Рассказывает, что первые годы тяжело приспособливалась к России, но со временем притерлась и адаптировалась. Распрашивает о том, как в Одессе найти генеральное консульство Российской Федерации.
Хочет поучаствовать в программе переселения и получить гражданство России. Ее не смущает даже тот факт, что ради красной корочки с двуглавым орлом придется несколько лет отработать в северных регионах. Она готова и на большие жертвы, чтобы стать гражданкой России. Сутки я с ней общался и не услышал ни одного плохого слова в адрес русских и России.
По дороге в Санкт-Петербург в Котовске подсаживается целая бригада работяг. Арматурщики, бетонщики, каменщики, сварщики, водители. Трудятся вахтовым методом — два месяца в Питере, месяц дома. Живут в вагончиках прямо на стройках, но на условия не жалуются. Говорят, что у них чистота и порядок. Рассказывают, что российские зарплаты после украинских шабашек стали для них приятным откровением.
Платят существенно больше, везде строгий подход, серьезный контроль и редко встречаются работодатели-аферисты. Трудятся все официально. Каждый с гордостью доставал закатанное в пластик разрешение на работу в России. Готовы просветить любого о том, как выбрать самый экономный тариф для звонков из Питера домой и как дешевле всего с Украины отправлять MMS с фотографиями детей.
Чувствуется, что за место в Питере держатся и дорожат работой в России. Попутчик рассказывал, что он по специальности отделочник, но как только в компании появилась вакансия водителя с большей зарплатой, то сразу переквалифицировался и теперь ездит по Питеру с украинскими правами.
Между остановками постоянно говорят о своих семьях. Все их усилия — для благополучия родных и близких. Заветная мечта — построить собственный дом. Я тактично попытался завести разговор о текущей политической обстановке и украино-российских отношениях, но все отмалчивались. Эта тема — табу в обществе заробитчан. Все понимают, что зависимы от России, и не хотят даже думать о том, что отношения между странами могут и впредь ухудшаться.
Ночью подсаживается пара близнецов. Утром все их расспрашивают о пути следования и цели поездки.
— С Хмельницкого мы, в Псковскую область едим лес рубить, — произносит один из близнецов и сразу же стыдливо упирает взгляд в пол.
Братья после этого сильно покраснели и молчали минут пять. Они опасались скепсиса со стороны южан, но никто не сказал им ничего предосудительного. Им было стыдно, что они с Западной Украины, где так много русофобов, постоянно хаящих Россию.
— Сейчас, когда автобус строителей со Львова едет в Москву, так они сразу без разговоров российским пограничникам вручают бочку домашнего вина. Понимают, что виноваты, и стыдятся за своих соседей, — сказал один из близнецов.
— А как лично к вам относятся в России? — спросил я.
— Мы уже шестой год на одном месте работаем. Все нас знают. Как появимся, то местные сразу по-доброму говорят «О, хохлы приехали!». Мы не обижаемся. Никаких конфликтов на национальной почве у нас не возникает. Платят стабильно без задержек, а это главное для нас.
Мне и раньше приходилось ездить бок о бок с заробитчанами, но никогда прежде на их лицах столь явственно не проступало сильное напряжение. Все опасаются, что после очередных безумств хунты Москва введет санкции против граждан Украины и запретит им работать на территории России.
А ведь у заробитчан дома дети, семьи и престарелые родители, которым нельзя обеспечить достойную жизнь на смехотворные украинские зарплаты. Поговаривают, что в России сейчас трудятся 6 млн украинцев. Видя своими глазами контингент украино-российских поездов и зная реальный уровень безработицы в Украине, я считаю, что эта цифра вполне правдоподобна.
Россия притягивает трудолюбивых украинцев, уставших от нищеты, безнадежности и бессмысленности на своей Родине. Им некогда скакать на майдане, петь хором фашистские песни, захватывать администрации и бесконечно митинговать. Они хотят достатка в своих домах и понимают, что от смены президента и депутатов нынче ничего не изменится в лучшую сторону. Пока тунеядцы играют в революционеров, заробитчане стиснув зубы тяжелым трудом добывают рубли на стройплощадках Москвы и лесозаготовках в Северо-Западном регионе.
Ежегодно они отправляют банковскими переводами в Украину миллиарды долларов, и эти поступления играют немаловажную роль в украинской экономике. Украинские трудяги благодарны России и русским за то, что им дают возможность заработать на хлеб для себя и своих детей.
Заробитчане тяжело формулируют свои мысли и не умеют ловко изъясняться отточенными политологическими определениями, но совершенно понятно, что все они выступают за вступление Украины в Таможенный союз. Им хочется свободно трудиться в России без получения разрешения на работу и не вздрагивать при виде каждого милиционера, проверяющего документы. И конечно, заробитчане презирают сторонников майдана, злословящих в адрес России.
Майдановским крикунам терять нечего, а заробитчане рискуют здоровьем ради родни и они не хотят стать безработными из-за политической обстановки. Я заметил, что все заробитчане — ребята крепкие, упрямые, с характером и в случае чего дадут тумаков майдановским дармоедам, возомнившим себя казаками. Украина нынче держится на заробитчанах, но никак не на приверженцах евроинтеграции.