В Крыму много красот, которые обязательно нужно увидеть, но главной его достопримечательностью являются люди. Общаясь с ними и гуляя по увешанным триколорами городам, я сделал для себя вывод, что там Россию любят больше, чем на материке, где, судя по соцопросам, едва ли не каждый третий молодой человек мечтает «свалить из Рашки». Радость местных жителей от возвращения в Россию даже перевешивает серьезные экономические проблемы, которые сейчас испытывает почти вся трудоспособная часть населения Крыма.
Киев сделал все возможное, чтобы сорвать туристический сезон на «оккупированной территории». Через Украину попасть в это райское место практически нереально. Люди вынуждены стоять в многочасовых очередях на переправе из порта «Кавказ». Спасают «Аэрофлот» и «Добролет», которые по распоряжению сверху организовали приемлемые по цене рейсы в Симферополь. Однако авиация и паромные корабли не в состоянии перевезти всех желающих.
Фото KM.RU
Я стоял на автомобильной переправе в Керчь восемь часов (три – в очереди, пять – в «отстойнике»), ожидая перевозки авто. К моему удивлению, люди относились с пониманием к такой ситуации. Дети не жаловались родителям, а спокойно играли на бетонных плитах. Взрослые спали в машинах или мирно разговаривали «за жизнь».
Обратно я возвращался на самолете, заплатив за билет 4000 рублей, что для внутрироссийского перелета совсем недорого. А вот мои друзья решили поехать на материк на машине. Однако в тот день переправа из-за шторма работала с перебоями. В очереди на паром они простояли почти полдня, очутившись в порту «Кавказ» уже глубокой ночью. Как бы ни старались работники переправы и какие бы большие корабли ни покупали власти Крыма – проблему транспортной изоляции полуострова в полной мере им не решить.
Крым фактически стал вторым после Калининградской области анклавом России, и такое положение дел сохранится, пока не будет построен мост. Его возведение – важнейшая стратегическая задача, без решения которой регион не сможет развиваться теми темпами, которые запланировало правительство. С сожалением приходится констатировать, что о шести миллионах туристов Крым пока может только мечтать. При этом транспортный переход через Керченский пролив будет построен в лучшем случае через три-четыре года.
Как известно, он будет включать в себя автомагистраль и железную дорогу. Проект сложный, но нужный России стратегически. Остается надеяться, что наши горе-строители не повторят позор прославившегося на весь мир «танцующего моста» в Волгограде.
Проект моста через Керченский залив
Тем временем бизнес в Крыму терпит убытки, подсчитывать которые местные власти пока не берутся. Светлана, хозяйка дома, в котором я жил, рассказала, что в июне число приезжающих к ней постояльцев сократилось на 75%. Именно поэтому она согласилась сделать мне скидку 30% на дальнейшее пребывание. Приезжать в этом месяце к ней никто больше не собирался. Очень надеюсь, что хозяйка преувеличивает размеры грядущей финансовой катастрофы для бюджета ее семьи. У Светланы с мужем Александром двое маленьких детей. Живет эта вполне типичная крымская семья на деньги от туристов, потому что постоянной работы в Феодосии, да и на всем полуострове по-прежнему нет.
Безделье, которым страдают местные мужики, заметно невооруженным взглядом. Представители сильного пола, которые не уехали в поисках работы на материк, перебиваются сезонными подработками, таксуют или попросту пьют. Продавщица винного магазина Ирина констатировала, что крымчане пока не ощутили преимущества вступления в состав России, на что я резонно возразил, что положительный эффект они почувствуют не сразу. В ответ она одобрительно пожала плечами и вздохнула, заметив, что работать местным в «несезон» негде, а проку от турпотока будет мало.
Ситуацию не спасают даже стройки новых отелей и домов у берега моря. По словам моей собеседницы, многие здания – долгострои, их возведение постоянно прерывается из-за банального отсутствия денег. А теперь вот и сезон фактически сорван… Улучшение в этом году почувствуют лишь бюджетники, чиновники и силовики, живущие на зарплату от государства.
Однако крымчане стараются философски относиться к текущим экономическим проблемам, с которыми они столкнулись после возвращения в «родную гавань». Конечно, восторг от этого исторического события сходит на нет, но радостное послевкусие от присоединения к России останется у крымчан, наперекор любым испытаниям, навсегда.
Фото KM.RU
В беседе со мной таксист Николай, которому на вид лет 45, рассказал, что голосовать 16 марта за долгожданное вступление в РФ «шли все, даже калеки и старики на костылях ковыляли на избирательный участок, боясь, что к ним забудут прийти с бюллетенями».
– Правда, вот татары заартачились. Ну, мы и без них в Россию вошли, – добавил он.
– Неужели и правда было такое единодушие? – усомнился я.
– Среди русских и большей части украинцев – да, – уверенно ответил Николай. – Правда, не обошлось без проблем. Ну, вот сын у меня. Я его перед референдумом спрашиваю: «Ты кто по национальности?» Он отвечает: «Украинец». Я ему: «Какой же ты хохол, если я – русский, мать у тебя – русская, да и «мову» ты не знаешь?!», – не скрывая возмущения, рассказывал таксист. – Потом, конечно, он подумал и через несколько дней признал, что русский.
Из разговоров с молодежью можно отметить, что в целом она более сдержанно отреагировала на вступление в Россию, восприняв историческую перемену настороженно-положительно. Молодое поколение уже не помнит, как Крым жил во времена СССР, и воспринимает тот уровень жизни, который был при власти Киева, как нечто абсолютно нормальное. Представители моего поколения видели, что в такой же бедности, в которой живут они, пребывает и все остальное население «Незалежной». Поэтому крымская молодежь не находила ничего необычного в своем удручающем материальном положении: доход есть только в сезон, а в остальном все зависит от наличия работы в России.
Совершенно иное восприятие от возвращения в «родную гавань» у советского поколения, которое отлично помнит, что в составе СССР и в союзе с Россией жилось гораздо лучше.
Разговор с Николаем невольно напомнил мне обращение в YouTube министра обороны ДНР Игоря Стрелкова, который сетовал на то, что молодежь Донбасса не хочет воевать с карателями. Костяк ополчения составляют их отцы, которые, как и их крымские сверстники, знают, что жить под опекой или в составе России – единственно верный путь. По словам Стрелкова, получившие автомат молодые люди, попав на передовую, нередко отказывались сражаться за свою свободу, едва услышав звуки минометного обстрела.
Город русских адмиралов
Пожалуй, нигде так остро не чувствуется дух патриотизма и сопротивления врагу, как в Севастополе. Местные жители прекрасно помнят историю своего города и гордятся двумя героическими оборонами, которые он пережил. Во Владимирском соборе покоится элита русского морского флота, цвет нашей нации – гениальные и бесстрашные адмиралы и офицеры. В усыпальнице погребены участник Отечественной войны 1812 года Михаил Лазарев и прославленные защитники Севастополя в период крымской кампании – Владимир Корнилов, Владимир Истомин, Павел Нахимов.
Фото KM.RU
В городе все напоминает о его героической истории, которая неразрывно связана с Россией и русским народом. Неудивительно, что на улицах Севастополя в составе Украины было большой редкостью услышать «мову». И как только появился шанс избавиться от власти Киева, жители полуострова не преминули им воспользоваться.
В памяти севастопольцев еще живы события 24 февраля этого года, когда сотрудники СБУ попытались арестовать избранного народом мэра Алексея Чалого. Однако собравшиеся у администрации несколько тысяч демонстрантов не позволили силовикам это сделать. Местные жители вынудили украинских офицеров покинуть здание и порвать ордера. Севастопольцам не привыкать доказывать верность своей исконной Родине и обороняться от посягательств неприятеля. В тот февральский день, ставший переломным в их судьбе, они еще раз это доказали.
Севастополь – русский город и всегда был таковым. Прогуливаясь по идеально чистой набережной, любуясь белоснежными домами, которые отлично подходят теплому приморскому городу, я загадал желание, чтобы на материке так же, как и здесь, помнили историю России и столь же сильно любили свою малую Родину.
Фото KM.RU