Юрий Мацарский
Министры внутренних дел стран-членов альянса договорились о принятии срочных мер по укреплению своей обороноспособности и пообещали вооружить украинскую армию
Павел Климкин (слева) и Андерс Фог Расмусен (справа). Фото: REUTERS/Francois Lenoir
Прошедшая в Брюсселе встреча глав МИД стран НАТО стала последним шагом в подготовке сентябрьского саммита альянса в Уэльсе, который, как еще недавно ожидалось в Европе, должен стать судьбоносным.
Так, не исключалось, что именно в ходе встречи в Уэльсе главы государств альянса предложат Грузии план действий по членству в организации — практические инструкции по конкретным действиям в области улучшения своей обороноспособности, по исполнению которых страна должна быть принята в НАТО.
Однако в среду глава альянса Андерс Фог Расмусен, сказав, что Грузия обязательно станет членом организации, оговорился, что пока НАТО работает лишь над предложениями, которые помогут организации «приблизиться» к альянсу. В отличие от плана действий по членству такого рода пакеты предложений не являются однозначным сигналом государству о готовности принять его в состав организации.
Не стала яснее и судьба еще одного возможного члена НАТО — Черногории. Руководство страны с момента обретения ею независимости в 2006 году объявляло о желании присоединиться к альянсу, но сейчас в Брюсселе Расмусен смог лишь пообещать, что до конца 2015 года чиновники организации «примут решение приглашать ли Черногорию присоединиться к НАТО».
Причиной ухода на второй план некогда первостепенного вопроса расширения альянса стал конфликт на Украине. Впервые за много лет столкнувшись с масштабными боевыми действиями в Европе, главы внешнеполитических ведомств стран НАТО решили заняться реформированием собственной организации, дабы, как объясняют чиновники, не допустить подобного развития событий в любой из стран, входящих в альянс.
Пока конкретных предложений по реформированию, по крайней мере публично, высказано не было, но к сентябрю участники брюссельской встречи обещают подготовить действенный план готовности к возможным вызовам.
Руководители НАТО уже в который раз называли главной угрозой для себя Россию.
— Пару недель назад Россия отвела от украинских границ свой 40-тысячный контингент, что было воспринято нами как шаг в верном направлении. На границе тогда оставалось около тысячи российских военных, но несколько дней назад Россия начала переброску еще около двух тысяч человек. Это подтвердило правильность принятого еще в апреле решения о прекращении практического сотрудничества по линии НАТО–Россия. Мы ожидаем, что Россия всё же будет нашим партнером, будет уважать суверенитет других стран и их территориальную целостность. Политический канал сотрудничества открыт, мы ждем конкретных шагов от Москвы, направленных на стабилизацию обстановки, — заявил представитель США при НАТО Дуглас Льют.
При этом в НАТО приветствуют принятое российским Совфедом решение об отмене закона, позволяющего президенту РФ использовать армию для действий на Украине. Однозначно позитивным, направленным на деэскалацию конфликта назвал его и принимавший участие во встрече глава украинского МИДа Павел Климкин.
Павел Климкин заявил также о готовности вести диалог с Россией для нормализации отношений между двумя странами.
Основными же партнерами Украины после бегства из страны Виктора Януковича и установления нового правительства, отмечают в МИДе, стали страны Западной Европы и члены НАТО. Украина намерена развивать сотрудничество с Западом по всем направлениям, в том числе и в сфере безопасности. В НАТО, отмечая невозможность прямой военной помощи стране, не входящей в альянс, тем не менее готовы участвовать в увеличении боеспособности украинской армии и сил безопасности. Специально для этого будут созданы три трастовых фонда, через которые члены альянса намереваются финансировать программы подготовки и обучения солдат и офицеров Украины. Конкретные суммы финансирования фондов и программы для украинской армии должны быть приняты на саммите в Уэльсе.