Интересна нынешняя трансформация европейских политиков. Эпоха, когда больше всего пряников получал тот, кто активнее шёл в колее Вашингтона, незаметно подошла к концу. Спрос на самостоятельную национальную политику просто небывалый. Перед политиками встаёт выбор – следовать сигналам из Вашингтона или Брюсселя или блюсти интересы собственных стран, несмотря на давление атлантических структур.
Ближайший пример – президент Австрии Хайнц Фишер. Интеллигентный человек, про которого австрийцы шутят, что он может часами говорить о важности переговорного процесса для принятия во внимание всех факторов, определяющих характер будущего взаимопонимания, но просто сказать, что кто-то неправ, выше его сил. Не радикал ни разу, всегда избегает конфликтов.
Решение встретиться с Владимиром Путиным и подписать соглашение между Газпромом и OMV о строительстве Южного Потока на фоне антироссийской кампании для такого человека — беспрецедентно вызывающее. Тем не менее, именно так он и поступил, сухо отметив: « Никто не может мне объяснить, почему газопровод, пересекающий страны-члены НАТО и ЕС, не может пройти по 50 километрам территории Австрии ». Нормальный прагматичный подход, 32 млрд. кубометров газа в год Австрия больше ниоткуда не получит.
В ответ посольство США в Вене выпустило заявление, в котором подчеркнуло, что «трансатлантическое единство сыграло ключевую роль в предотвращении дальнейшей русской агрессии», и что «правительству Австрии, её деловым кругам и народу следует внимательно взвесить, насколько сегодняшние события помогают этому делу». Глава МИД Швеции Карл Бильдт заявил, что Путин хочет разделить ЕС и что русские «всегда так делают, когда их загоняют в угол». Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер заявил о неких последствиях для тех стран, которые всё же решат продолжать реализовывать проект.
Всё это, конечно, ещё не украинский уровень дипломатии, но уже неприкрытая угроза.
Отбивать атаку вышли Герхард Роисс, глава OMV, и Себастьян Курц, глава МИД Австрии. Роисс заявил, что Южный Поток обеспечит энергетическую безопасность Европы в целом и Австрии в частности и что проект не противоречит европейскому законодательству. Курц деликатно отмёл в сторону обвинения в том, что Австрия ведёт сепаратные переговоры. Местная пресса выступила на стороне страны и назвала газопровод «вкладом в безопасность Европы». Из фразы следует, что источником опасности выступает не Россия.
Разумеется, Фишер не тот человек, чтобы затевать такое без мощной поддержки за спиной.
Кто за?
Посмотрим на расклад сил в регионе.
В Болгарии конфликт национальных интересов страны с приказами Брюсселя уже завершается. Готовится уйти в отставку правительство, назначенное всего лишь в мае 2013 года. Оно управляется альянсом Социалистической партии Болгарии и Движения за права и свободы, разругавшихся после того, как Болгария объявила о заморозке строительства газопровода.
Лидер ДПС Лютви Местан заявил, что по вопросу Южного Потока позиция его партии не совпадает с позицией СПБ и потребовал досрочных выборов в ноябре или декабре. СПБ попыталась было удержать статус-кво, однако уже 10 июня её лидер Сергей Станищев признал, что кабинет министров никак не сможет проработать полный срок. Видимо, смирившись с неизбежным, СПБ приняла резолюцию о «не принятии чьей-либо стороны» в украинском кризисе, осудила новые санкции против России, а сам Станищев потребовал немедленной отставки правительства и досрочных выборов аж в июле.
Догадайтесь, что первым делом сделает новое правительство.
В соседней Венгрии правительство Виктора Орбана недавно подписало контракт с Росатомом на 10 млрд. евро на строительство двух новых энергоблоков для единственной в стране АЭС «Пакш». Производительность станции после этого вырастет более, чем вдвое, и для Венгрии это очень большие цифры – «Пакш» на сегодняшний день производит почти 45% электричества страны.
Казалось бы, одни сплошные плюсы, однако перспектива зависеть помимо газа ещё и от российских ТВЭЛов привела местную оппозицию в состояние тяжёлой истерики. Если бы не националисты из партии «Йоббик», каждый раз яростно поддерживающие шаги по суверенизации Венгрии от Евросоюза, Виктору Орбану пришлось бы туго. Однако «Йоббик», как и прочие партии евроскептиков, сейчас на подъёме, и Южный Поток входит в его программу.
Чехия , ранее призывавшая к ужесточению санкций, заняла более сдержанную позицию на фоне опасений за будущее своей доли в российских рынках, в первую очередь автомобильном. Ведущий кандидат от Социал-демократической партии Ян Келлер публично раскритиковал своего однопартийца, министра иностранных дел Любомира Заоралека, за избыточно резкую позицию. Против новых санкций выступил и госсекретарь Чехии по европейским делам Томаш Пруза. Новую позицию страны озвучил премьер Богуслав Соботка: действия Москвы на Украине неприемлемы, но Россия остаётся важным торговым партнёром для стран ЕС.
Аналогично выступает и Словакия. Премьер-министр страны Роберт Фико объявил, что санкции против России будут иметь ужасные последствия, в том числе понижение роста ВВП с 3,1% до 1%.
Из стран Западной Европы выделяется Италия , один из крупнейших будущих потребителей газа. Она стеной стоит за трубу, последовательно отвергает дополнительные санкции против России, а премьер-министр Маттео Ренци пару недель назад даже собрал подписи лидеров Болгарии, Сербии, Венгрии, Греции, Словении, Хорватии и Австрии под письмом в адрес Еврокомиссии в поддержку Южного Потока. В это воскресенье на саммите ЕС Италия также возглавляла страны, выступающие против санкционной войны с Россией. Юго-Запад Европы в лице Португалии и Испании хоть и не зависит от Южного Потока напрямую, всё же предпочитает держаться против санкций и задержек, чтобы не разрушить отношения с Россией.
Во Франции проатлантическая политическая элита меняется на союзников России в лице Марин Ле Пен и её партии, в Германии левые из Die Linke и правые из AfD хором критикуют политику Меркель, в то время, как немецкий бизнес яростно лоббирует против американского влияния и новых санкций. Ни ту, ни другую страну уже невозможно заставить убивать свою экономику об российскую благодаря непреклонной позиции народа и бизнеса. Прямое давление США на их элиты грозит тем Болгарией 2.0, поэтому ни французы, ни немцы дальше заявлений не пойдут.
Кто против?
В сухом остатке среди стран, непреклонно поддерживающих санкции, мы имеем Британию, Швецию, Данию, Румынию, трёх « балтийских тигров » и Польшу . Явно недостаточно для блокирования России, тем более что флагман, Британия, сама в любой момент может покинуть Евросоюз. Остаются скандинавы, помешанные на правах человека, плюс «butthurt belt» — «пояс обиженных», русофобский буфер вокруг нашей страны.
Противодействие такого масштаба можно назвать только одним словом – дежурное. Как ни крути, коалиция против Южного Потока упорно не складывается , а главам ряда стран уже явно хочется попробовать себя в роли национального лидера, а не регионального управляющего.
На этом фоне шаги Австрии выглядят не демаршем, а естественным развитием сюжета. В конце концов, что Брюссель может сделать Вене? Наложить санкции?
Вместо эпилога
Австрийцы нашли ещё одно объяснение решимости Хайнца Фишера:
«Это очень хорошо для Австрии. Сначала Евросоюз уничтожил газопровод Набукко, который шёл в Австрию и нёс газ не из России и не через Украину, теперь Брюссель и НАТО хотят уничтожить Южный Поток. Наша страна – лишь пешка в геополитических играх.
Лично я благодарен Хайнцу Фишеру за то, что он восстал против этого идиотизма. Мы нейтральны, и гордимся этим. Безусловно, мы – страна-член ЕС, но сегодня ЕС что-то очень путает себя с НАТО, куда мы, к великой радости, не входим ».