На Украине завершила свою работу специальная комиссия по расследованию смертей на Майдане. Как и ожидалось, выводы, сделанные в итоговом отчете, далеки от объективности
Так, комиссия не смогла идентифицировать лиц, стрелявших по силовикам на Майдане. Она лишь отметила, что это явно были не представители путчистов. «Комиссией установлено, что политические партии ВО "Батькивщина", "УДАР" и ВО "Свобода" не имели на Евромайдане вооруженных формирований, более того – с помощью своих активистов и народных депутатов они выявляли людей с огнестрельным оружием и передавали их работникам МВД Киева. Всем, кто находился на Евромайдане в период массовых противостояний, было категорически запрещено иметь огнестрельное оружие», - говорится в отчете. Вряд ли стоило ожидать иных выводов, если вспомнить, что ответственный за пронос и хранение оружия на Майдане Андрей Парубий ныне возглавляет украинский Совет национальной безопасности и обороны. Комиссия на этом в обелении Майдана не остановилась - согласно отчету, нападение и поджог офиса Партии регионов на Институтской (в ходе которого погибли люди) тоже осуществляли не майдановцы, а «переодетые под них сотрудники СБУ».
При этом быстро были найдены виноватые в убийствах и ранениях активистов Майдана - всю вину за эти события возложили на Виктора Януковича. «Президент Украины, Верховный главнокомандующий вооруженных сил Украины, которому были подчинены воинские формирования Внутренних войск Украины, не применял никаких мер, предусмотренных ст. 106, 107 Конституции Украины, о прекращении гражданского противостояния, которое привело к многочисленным жертвам среди украинских граждан», - говорится в отчете комиссии. А число этих жертв исчисляется тысячами. «По нашим данным, вместе с работниками милиции – примерно 7100 человек, начиная с тридцатого ноября по двадцать первое февраля. Это те, о которых известно. А многие не обращалось в больницу», - отметил глава комиссии Геннадий Москаль. При этом, по его словам, почти полсотни активистов до сих пор числятся пропавшими без вести.
Сам Москаль признается, что привлечь к суду бывшего президента, сбежавшего в Россию, будет очень непросто. - Россия имеет полное право его не выдавать.
«Янукович недосягаем для украинских правоохранительных органов и органов правосудия. Забудьте о нем»
- отметил глава комиссии
Однако помимо Януковича в стране осталось множество иных кандидатур для посадок - ведь, согласно выводам комиссии, Янукович возглавлял целую преступную группировку. В нее записали министров кабинета Николая Азарова, ряд различных руководителей МВД и СБУ (во главе с соответственно министром иностранных дел Виталием Захарченко и председателем Службы Безопасности Украины Александром Якименко), а также командующего внутренними войсками Станислава Шуляка и других высокопоставленных чиновников. К ним Геннадий Москаль приплюсовал «руководителей всех ОГА, которые свозили «титушек», следователей, прокуроров и судей, причастные к арестам участников акций протеста». В целом на «новом Нюрнбергском трибунале», по его словам, нужно осудить около 450-500 человек.
Если власти всерьез воспримут итоговые выводы комиссии, то на Украине (так нуждающейся сейчас в стабилизации и порядке) начнутся масштабные судебные процессы, с многочисленными скандалами и компроматами. Возможно, в Киеве этого и хотят - скандалы и назначение виноватых позволят властям еще сильнее отвлечь население от текущих социально-экономических проблем.
Однако под раздачу могут попасть не только чиновники режима Януковича. Итоговый доклад содержит существенные претензии и к некоторых представителей новой власти, прежде всего к министру внутренних дел Арсену Авакову.
Так, члены комиссии открыто обвинили министра в отказе от сотрудничества и попытках сорвать расследование. В частности, Аваков намеренно не предпринял мер по охране складов, где лежало оружие «Беркута», применявшееся на Майдане. «Это позволило командиру спецподразделения "Беркут" Сергею Кусюку и целой группе его сотрудников, принимавших непосредственное участие в расстреле участников акций мирного протеста на Институтской, похитить из помещения спецподразделения "Беркут" ГУ МВД в Киеве 24 АКМС (автомат Калашникова модернизированный со складным прикладом - Эксперт Onine) калибра 7,62 х 39 мм; 1 помповое ружье "ФОРТ"; 3 снайперские винтовки СВД (снайперская винтовка Драгунова - Эксперт Online) - , говорится в отчете комиссии. - После этого были уничтожены журналы приема и выдачи огнестрельного оружия; приказы об закреплении оружия за каждым конкретным работником "Беркута"; карточки-заменители на получение оружия; контрольные пули и гильзы от оружия "Беркута", которые незаконно хранились не в Государственном научно-исследовательском экспертно-криминалистическом центре МВД, а у "Беркута”».
В итоге «из-за преступно-халатного отношения к выполнению служебных обязанностей руководством МВД все вещественные доказательства, которые должны были лечь в основу обвинительного акта об участии спецподразделения "Беркут" бесповоротно утрачены и фактически восстановлению не подлежат», - резюмируют члены комиссии.
Зачистив следы, бойцы скрылись. «Большая часть из них, включая Сергея Кусюка, давно на службе в русской полиции. Часть «Беркута», которая сбежала, воюет на стороне террористов-сепаратистов на Донбассе», - заявил Москаль. Другая же часть снайперов из иных спецподразделений, участвовавших в наведении порядка на Майдане, была «спрятана в АТО... Им сказали, что должны смыть свои проступки кровью. Хотя это может быть использовано только как смягчающее обстоятельство при назначении наказания, но не как основное, поскольку каждый из них мог написать рапорт об увольнении и не выполнять преступные приказы».
Арсен Аваков не только допустил подобную зачистку следов, но и издал распоряжение не пускать своего однопартийца по «Батькивщине» Геннадия Москаля к зданию МВД. «Новая власть защищает старую», - пояснил Москаль, и добавил, что ему даже приходилось получать нужную информацию через коррупционные схемы. «Обычно я ее покупаю. В прямом смысле. Сегодня в Украине можно купить все, кроме того, что уже продали. Я даже кредит взял в Ощадбанке на 75 тысяч, чтобы финансировать работу комиссии, поскольку в бюджете на это не предусмотрено средств. А что делать? Я не могу расписаться в своей беспомощности».
Во многом дальнейшая судьба Арсена Авакова (который за несколько месяцев во главе МВД действительно нажил себе много врагов) будет зависеть от дальнейшего хода антитеррористической операции, за которую он считается лично ответственным. Если она затянется или окончится провалом, то Авакова, вероятно, снимут - и часть необходимых для этого оснований уже содержится в выводах комиссии.