США продолжают выставлять новым европейским банкам миллиардные штрафы за то, что они проводили операции с Ираном, Суданом или другими странами из санкционного списка Вашингтона. Такая «стрижка» привела к тому, что засильем доллара теперь недовольны не только Россия и Китай, но и явный союзник США – Европа.
Второму в Германии банку – франкфуртскому Commerzbank – грозит штраф в 500 миллионов долларов. США подозревают его в переводе денег компаниям в Иран и Судан, в отношении которых американцы ввели санкции, с использованием своих зарегистрированных в США подразделений.
Власти США начали вести переговоры с немецким банком, и дело может закончиться мировым соглашением, подписание которого ожидается в течение лета, передает New York Times со ссылкой на источники.
Причем возможное соглашение с Commerzbank может открыть дорогу к заключению аналогичной сделки с другим немецким банком – крупнейшим в Германии Deutsche Bank. Власти США также подозревают его в проведении запрещенных сделок с Ираном, Сирией и Суданом, и банк уже получил соответствующий запрос.
На прошлой неделе другой европейский банк – французский BNP Paribas – стал первым международным банком, который признал свою вину по уголовному делу в нарушении режима американских санкций, введенных против Судана, Ирана и Кубы, а также Бирмы (Мьянмы).
Более того, французы побили все рекорды по сумме штрафа. До сих пор крупнейший штраф за нарушение американских санкций был наложен на британский банк HSBC – 1,9 миллиарда долларов в декабре 2012 года.
Французский BNP Paribas же согласился выплатить колоссальный штраф в 9 миллиардов долларов, чтобы остановить уголовное преследование федеральных властей США. Почти столько же составляет чистая прибыль BNP Paribas за 2013 год и первый квартал текущего года. То есть банку пришлось откупиться от американских властей всей своей прибылью более чем за год. Кроме столь значительных штрафов, США также запретили BNP Paribas долларовый клиринг по финансовым операциям в нефтегазовом сегменте на один год.
Для сравнения: сумма штрафа для Commerzbank – всего полмиллиарда долларов, однако франкфуртский банк не такой крупный, как французский, и для него эти полмиллиарда – еще более существенные потери. В прошлом году банк получил всего 100 миллионов долларов (78 миллионов евро) чистой прибыли, а американцы выставили в пять раз больший счет. При этом Commerzbank не может похвастаться ежегодной прибылью: в 2012 году у него вообще был убыток в 47 миллионов евро.
До прецедента с BNP Paribas штрафы за подобные нарушения были куда менее значительными. Так, в 2012 году банк Standard Chartered выплатил властям США 327 миллионов долларов за нарушение американских санкций против Ирана, Ливии, Мьянмы и Судана в период с 2001 по 2007 годы плюс заплатил 340 миллионов долларов нью-йоркским регуляторам для снятия аналогичных обвинений. Таким образом, общая сумма штрафов составила 667 миллионов долларов.
Виноват во всем доллар
Столь высокая сумма наказания (9 миллиардов долларов) для французского банка вызвала явное недовольство французских властей. Французские политики пытались отстоять интересы своего крупнейшего банка, заявляя, что BNP Paribas не нарушал европейских правил. Столь серьезное наказание вызвало дебаты о том, что банк стал жертвой американской системы правосудия, и породило антидолларовые настроения во Франции, которые с легкостью могут перекинуться на других членов еврозоны.
Министр финансов Франции Мишель Сапен накануне выступил против доминирования доллара в системе международных расчетов. Он призвал к изменению баланса валют, используемых в глобальных платежах, отметив, что случай с французским банком BNP Paribas «дал нам сигнал о необходимости использования разных валют».
Европейцы заговорили о том, что им не нравится гегемония доллара в данном контексте, не случайно. Ведь если бы BNP Paribas или немецкие Commerzbank и Deutsche Bank вели операции в евро, а не в долларах с Ираном, Суданом или другой страной из санкционного списка США, то Вашингтон не смог бы их уличить и выставить штраф.
«По французскому, немецкому и общеевропейскому законодательству такие операции не являются правонарушением, но поскольку они осуществляются в долларах, то из-за этого попадают в поле зрения управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США. В результате начинаются расследования и проверки американскими госорганами в адрес деятельности таких банков, затем находятся различные нарушения, и банки штрафуют», – говорит газете «Взгляд» партнер компании «Налоговик», адвокат Сергей Варламов.
По его словам, европейским банкам приходится соглашаться на штрафы, выставляемые Вашингтоном благодаря своей гегемонии доллара, чтобы не понести еще бóльшие убытки. Потому что в противном случае США могут запретить им проводить сделки в долларах и конфисковать их активы в Америке (на это имеет право президент США). Такие наказания предусматривает «Акт о международных чрезвычайных экономических полномочиях», принятый США в 1977 году.
Если бы европейцы перевели свои расчеты из доллара в евро, то вряд ли бы попались, а если и попались бы, то не сдавались бы так быстро в борьбе с регуляторами США, безропотно соглашаясь на непомерно высокие штрафы.
Да и в целом европейцам вряд ли нравится, что, работая за рубежом, им приходится переводить в доллар весьма популярный евро, что является следствием периода гегемонии доллара, когда еще не было единой валюты, а экономика США являлась безоговорочно крупнейшей, равно как и охват международной торговли, говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Однако сейчас единая европейская валюта и экономика еврозоны тоже сильна. «Мне кажется, что европейцам хочется увеличить хождение единой валюты по всему миру, так как это повысит спрос на долговые обязательства стран региона, существенно понизив риски повторного кризиса суверенного долга», – отмечает Купцикевич. «Мы в Европе продаем сами себе в долларах, например, когда мы продаем самолеты. Необходимо ли это? Я так не думаю. Я думаю, что изменение баланса возможно и необходимо, и это касается не только евро, но и валют emerging markets, на долю которых приходится все более и более значительная доля мировой торговли», – заявил Сапен в интервью FT.
Главный исполнительный директор французской Total Кристоф де Маржери вообще не видит причин для того, чтобы оплачивать контракты по покупке нефти долларами, несмотря на сохранение эталонных цен в долларах. «Стоимость барреля нефти устанавливается в долларах. Но нефтеперерабатывающая компания может брать эту цену и, используя курс евро к доллару на определенный день, согласовывать платежи по сделке в евро», – говорит он.
Число противников растет
Таким образом, засильем доллара теперь недовольны не только Россия и Китай, но и явный союзник США – Европа. Сапен пообещал поставить вопрос о необходимости создания более весомой альтернативы доллару в ходе встречи с министрами финансов стран еврозоны в Брюсселе.
Что касается России, то на фоне введения санкций со стороны США и ЕС переход на рублевые расчеты стал особенно актуальным. К дедолларизации российской экономики призывал советник президента России Сергей Глазьев. России целесообразно перейти на расчеты в рублях не только с членами Таможенного союза и СНГ, но со всеми торговыми партнерами, считает глава ВТБ Андрей Костин. И в первую очередь от доллара должны отказаться государственные корпорации – «Газпром», «Роснефть» и «Рособоронэкспорт».
Крупные российские компании, в частности «Газпром», «Мечел», «Норникель» и «Металлоинвест», уже заявили, что предложат своим партнерам перейти на расчеты в рублях. Впрочем, переход российских экспортеров и импортеров на рублевые расчеты – это лишь первый шаг, который как минимум защитит российскую финансовую систему от недружественных действий США.
Далее России следует объединиться с Китаем, причем не только в плане рублевых расчетов, но и добиться от Пекина хранения рубля в качестве резервов. И работа в этом направлении уже идет на высшем уровне.
В конечном счете, как правильно говорил Глазьев, рубль необходимо превратить если не в мировую, то как минимум в ведущую евразийскую валюту. Для решения этой задачи у России есть все необходимое, начиная от положительного торгового баланса и заканчивая «устойчивыми хозяйственными связями» с евразийскими партнерами, которые России необходимо уберечь от внешних шоков, говорит Глазьев.
Автор: Ольга Самофалова