Первый боевой самолет шестого поколения появится в России во второй половине 2020-х гг., то есть примерно через 12 лет, заявил ИТАР-ТАСС глава дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Владимир Михайлов. При этом он затруднился пояснить, чем именно новый самолет будет отличаться от машин предыдущего поколения, пояснив, что требования к шестому поколению истребителей пока только определяются.
"Пятое поколение отличалось от предыдущего целым рядом характеристик: это малая заметность, конструкция из композиционных материалов, сверхманевренность, внутреннее размещение оружия, это новые интеллектуальные возможности, это совершенно другой радар и комплекс постановки помех, это крейсерская сверхзвуковая скорость полета на бесфорсажном режиме", - пояснил собеседник.
Сейчас главной надеждой российских ВВС считается Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации - ПАК ФА) - российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный подразделением ОАК "ОКБ Сухого". По сравнению с предшественниками, ПАК ФА пятого поколения сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолет оснащен принципиально новым комплексом бортовой электроники, обладает функцией электронного пилота и перспективной радиолокационной станцией, что снижает нагрузку на летчика. Ориентировочная стоимость каждого ПАК ФА - $100 млн.
Первый вылет ПАК ФА состоялся 29 января 2010г. в Комсомольске-на-Амуре. Его первый публичный показ прошел на авиакосмическом салоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском. В 2013г. на МАКСе показали уже три ПАК ФА: машины впервые продемонстрировали групповой пилотаж. Начало серийных поставок истребителя в войска запланировано на 2016г.
В 2014г. ОАК передаст Минобороны РФ около ста боевых самолетов, около двух десятков самолетов получат зарубежные заказчики. По словам Михайлова, объем работ, выполняемых ОАК в рамках гособоронзаказа, ежегодно растет, такая динамика сохранится и "в среднесрочной перспективе".
"О денежном объеме работ ОАК в рамках гособоронзаказа сказать могу лишь, что Минобороны заключило с корпорацией долгосрочные контракты на многие сотни миллиардов рублей. Они уже обеспечили предприятия ОАК стабильной загрузкой на период до 2020г.", - добавил Михайлов.
Он также пояснил, что сейчас на долю военных самолетов приходится около 60% от выпускаемой ОАК авиатехники, однако в дальнейшем доля гражданских самолетов будет расти. Уже в этом году "Гражданские самолеты Сухого" (входит в ОАК) планируют выпустить не менее 40 самолетов Sukhoi SuperJet 100.
Президент ОАК Михаил Погосян на авиасалоне "Фарнборо-2014" также заявил, что компания "диверсифицирует свою производственную программу в сторону увеличения гражданской авиатехники".
"В прошлом году было 25% гражданских самолетов, а в этом году - 33%. Мы наращиваем объемы по количеству, ну и, конечно, соответствующим образом меняется и распределение выручки", - пояснил Погосян.
Портфель заказов ОАК сейчас включает заказы примерно на 180 самолетов SSJ100 и примерно на такое же количество лайнеров МС-21. В текущем году ОАК рассчитывает получить новые заказы на поставку более 60 гражданских самолетов. "На самом деле я думаю, что результаты будут более оптимистичными, но не хочу забегать вперед", - сказал Погосян.
Евгений Калюков