«Они такие разные – и все-таки они вместе». Слоган из старой рекламы очень точно описывает сосуществование по обе стороны одной границы двух славянских народов. Братских вот ли только или уже, с недавних пор, нет – вопрос.
Одна культура, один воздух, одни песни (лишь на разных диалектах), одна история... Но вот с ментальностью сложнее: она-то, как показывают события последних недель и месяцев, явилась, скорее, разделяющим фактором, нежели наоборот.
И именно разница мировосприятия, пожалуй, дает такую разную политическую картину. Но ведь и правда, если задуматься, почему на Украине так все безнадежно грустно с президентами? Почему тамошние коридоры власти буквально пропитаны кислым воздухом наших 90-х, и даже звезды украинского государственного ТВ – герои российского безвременья Евгений Киселев и Савик Шустер?
Кого-то, конечно, именно такой расклад и устраивает: мол, есть конкуренция, есть живая политика, драйв, азарт, демократия. Отлично, но ведь простые украинцы не цирк просили, а нормальную более-менее стабильную жизнь. Ну, хотя бы как в недалеком от них Ростове-на-Дону, а то и в Белгороде (о Москве, понятно, даже не говорим).
Надоевший цирк решили разогнать. Разогнали. Теперь бедные малороссы сквозь шум пропагандистской машины пытаются понять, кто же пришел прошлым клоунам на смену. Петр Алексеевич Порошенко стер с себя предвыборный лоск с чарующим ароматом какао-бобов и стал как-то подозрительно похож на своего предшественника, разве что с поправкой на снижение. Тот был хотя бы милым трогательным пупсом, а этот – бизнесмен, проныра, хваткий... но, кажется, оказался не сильно умнее свергнутого коллеги. Нынешний экзамен со сбитым «Боингом» он, по сути, завалил. Хорохориться можно сколько угодно, но история вот-вот вынесет свой вердикт.
Один народ, одна история, одна культура? Но Порошенко и Путин – само олицетворение нашей непохожести.
Свой анализ разницы политических траекторий великороссов и малороссов в беседе с обозревателем KM.RU представил руководитель Центра гуманитарных исследований Российского института стратегических исследований, кандидат исторических наук Михаил Смолин:
– Несмотря на то, что русские, малороссияне, южнорусы (они же украинцы) – это один и тот же народ, политические традиции украинской и российской государственности радикально противоположны. Мы видим в Путине человека во многом очень прямо настроенного, желающего искать в любой ситуации истину. Невзирая на порой откровенную нечистоплотность западных партнеров, он все равно в любой непростой политической ситуации желает найти правду.
Если же мы говорим об украинских политиках, то у них, как правило, все построено на лжи. И мне представляется, что эта «традиция» у них идет еще со времен Мазепы: эта смесь лжи и предательства очень характерна для его наследников в лице украинских президентов. Практически все они врали не только своим избирателям, но и мировому сообществу. Мы ведь прекрасно помним, какое вранье было тогда со стороны Киева вокруг сбитого в 2001 году самолета. Несмотря на то, что тогда объективно было доказано, что сделали это именно украинцы, все равно у тогдашнего президента Кучмы не хватило ни душевных сил, ни элементарной честности признаться, что это было их – украинских – рук дело.
То же самое мы видим и с современным украинским президентом Порошенко. Если сейчас еще и не доказана вина украинской стороны, то последние объективные доказательства, приведенные буквально только что нашим министерством обороны, по крайней мере, ставят много вопросов, требующих четких ответов. Украинская же сторона при этом опять выбирает позицию уклонения от истины, позицию вранья и нагромождения каких-то невообразимых домыслов.
Полагаю, что и Порошенко принял эстафету продолжателей традиции малороссийских гетманов XVII века, которые, как мы знаем, боролись за свою власть, не обращая внимания на попутно проливаемую кровь своего населения. Это уже такая своеобразная традиция определенного человеконенавистничества, в том числе и в отношении своего населения. И то, что сейчас происходит на Юго-Востоке Украины, еще раз подтверждает, что политическая элита Украины не постоит ни за какими жертвами ради того, чтобы остаться у власти.