На фоне последних мировых событий, «заточенных» под Ближний Восток и Украину, факт запуска в России новой «экологической» ракеты для низких орбит прошёл если и не полностью незамеченным, то, во всяком случае, быстро «вышел из медийного пространства». Хотя этот запуск – показатель перехода российской космической отрасли на новый виток развития.
Между тем на запуск «Ангары» обратили внимание и российские специалисты, и международные эксперты, не скрывающие того, что «русский космос» впервые за многие годы совершил качественный скачок. Особенно в условиях полного сворачивания собственной программы пилотируемых полетов NASA.
Толчком для создания «Ангары» стал распад Советского Союза. Единственный космодром, с которого стартовали российские грузовые ракеты – «Протон-М» и «Энергия» — оказался на территории сопредельного и независимого Казахстана (за право владения Байконуром Россия каждый год выплачивает казахам очень круглую сумму). А потому встал вопрос о строительстве собственных современных космодромов и о создании ракеты нового типа, которая могла бы с этих космодромов стартовать.
Новый тип – это модульная ракета (её в качестве отдельных модулей можно перевозить на любые расстояния и монтировать на месте) грузоподъёмностью от полутора («Ангара 1,1») до 35 («Ангара А7») тонн. В конструкции ракеты нашли широкое применение композитные материалы. Заправляться она будет экологически чистым топливом. Сначала предполагалось, что на первой ступени это керосин, на второй – жидкий водород. В качестве окислителя выступает кислород. Позже от водорода отказались – в обеих ступенях будущей ракеты оставался керосин.
Почему это так важно? До сего дня основным видом ракетного топлива во всех носителях (российских, украинских, французских и американских) остаётся гептил, в основе которого лежит азотная кислота. Этот вид топлива дешёв, но пожароопасен (закипает при температуре 0 градусов, при 249 – самовоспламеняется), токсичен, канцерогенен.
Именно после распада СССР стало известно об ущербе, наносимом гептилом окружающей среде при падении отработавших ступеней на Алтай. Керосин же в кислородной среде сгорает без остатка. И наконец, у гептила – низкий удельный импульс. Это означает, что у двигателей, работающих на гептиле, более низкая тяга, чем у двигателей кислородно-керосиновой пары.
В результате проведенного конкурса победителем, которому и поручили разработку, стал московский завод (ГКНПЦ ) имени Хруничева, «отодвинувший» основного конкурента – НПО «Энергия». Производить ракету был омский «Полёт».
С точки зрения разработки «Ангара» стала самым «долгоиграющим» проектом в истории космонавтики: от приказа на разработку до первого старта ушло 22 (!) года, а изначальная смета расходов была превышена в несколько раз (при этом обычные для российских 90-х хищения не исключаются). Первоначально планировалось, что ракета стартует в 2005 году, однако в тот год начались только предварительные испытания различных систем и блоков, которые продолжались до 2014 года.
«Поехали!»
Лишь в июне 2014 г. было объявлено о старте ракеты с космодрома «Плесецк» (Архангельская область), который в результате был отменён из-за автоматического определения неисправности (упало давление в системе наддува – если говорить простым языком и опустить сложные технические термины).
В результате же пуск произошёл лишь 9 июля, зато успешно: обе ступени штатно отработали в общей сложности почти 22 минуты: неотделяемый груз-макет «приземлился» на камчатском полигоне «Кура», пролетев 5700 километров. Так что время временем и траты – тратами, но Роскосмос получил принципиально новую ракету, с новыми двигателями РД-191, не имеющую практически ничего общего со своими предшественниками – носителями «Днепр», «Протон» и другими.
На очереди – пуск «тяжёлого» носителя «Ангара А3», примерно через три года ожидается пилотируемый полёт с использованием «тяжёлого» носителя «Ангара» с Байконура, хотя, возможно, к тому времени будет готов и космодром «Восточный» под Владивостоком.
Владимир Чмаров, руководитель координационного центра космодрома «Восточный»:
«Мы с большим вниманием следим за лётными испытаниями «Ангары». Успешный первый пуск ракеты лёгкого класса буквально окрылил многих. Этот момент представители космической общественности – специалисты, конструкторы – ждали с 90-х годов, когда в стране собственно и приступили к проектированию, разработке, изготовлению ракеты-носителя «Ангара». В силу ряда причин решение по «Ангаре» принималось с большим трудом, с поддержкой на высшем, государственном уровне.
По этому вопросу было подписано несколько Указов Президента РФ – чтобы процесс финансирования, создания новейшей российской ракеты-носителя не прерывался, продолжался до полного завершения работ. Сегодня «Ангара» не только создана, но и успешно прошла первые лётные испытания. Для Амурской области это тоже имеет большое значение, потому что от того, как будут продолжаться лётные испытания ракет-носителей разных классов и с каким результатом – зависят дальнейшие перспективы размещения космического ракетного комплекса на космодроме «Восточный».
Дмитрий Семёнов
Фото с сайта www.arms-expo.ru