"Ясень" против "Вирджинии"

_________________


 

Сравнение возможностей и концепций новейших американских и российских АПЛ весьма интересно. Во многом похожие, эти субмарины тем не менее серьезно различаются по своим возможностям и предназначению. Так, тип «Вирджиния» обязан своим появлением поиску дешевой альтернативы ультимативным по характеристикам и весьма дорогим АПЛ типа «Сивульф». Первоначально именно «морские волки», постройка которых началась в 1980-х, предполагались в качестве замены «Лос-Анджелесов». ВМС США намеревались получить лучшие субмарины на планете для противостояния новейшим советским АПЛ, и амбиции заказчика отражал индекс проекта и головного корабля: SSN-21, лодка XXI века. Однако резкое сокращение военных расходов после распада СССР поставило на программе крест: главный противник исчез, а для задач в рамках поддержания «глобальной стабильности» ультимативный подводный истребитель был явно излишним. В итоге по этому проекту было построено всего три субмарины, каждая из которых обошлась американскому бюджету примерно в четыре миллиарда долларов.

Поиски более дешевого варианта привели к созданию «Вирджинии», значительно меньшей по размерам и водоизмещению, и более дешевой: стоимость серийных лодок составляет уже менее двух миллиардов долларов, что весьма немного для подобных изделий. «Вирджиния» уступает «Сивульфу» по скорости, глубине погружения и, по некоторой информации, – по уровню скрытности. SSN-21 оценивается как менее шумный проект, в том числе за счет более активного применения различных шумопоглощающих устройств, благодаря большему диаметру корпуса субмарины. Вместе с тем, «Вирджиния» превосходит предшественника в возможностях действий против берега и проведения спецопераций, за счет наличия вертикальной пусковой установки для крылатых ракет и более широких возможностей по использованию подводных диверсантов. Всего американский флот должен получить тридцать субмарин этого типа.

Российский проект 885, по факту, являлся ответом именно на появление проекта «Сивульфа», но во второй половине 80-х, когда облик новой лодки только формировался, уже было ясно, что специализированные боевые единицы с каждым поколением обходятся все дороже и дороже. Советские разработчики попытались создать концепцию корабля, который объединял бы в себе возможности для выполнения двух ключевых задач: борьба с авианосцами и борьба с подлодками. Кроме того, технический прогресс, позволивший создать универсальный стрельбовый комплекс, позволил расширить и возможности действий против берега, вооружив перспективную лодку не только противокорабельными, но и стратегическими крылатыми ракетами.

В то же время 10 торпедных аппаратов «Северодвинска» позволяют и сформировать достаточно мощный торпедный залп по отряду боевых кораблей, и вести подводную дуэль одновременно с несколькими противниками. Мощный гидроакустический комплекс с антенной большого диаметра в носовой части лодки и боковыми антеннами дает лодкам этого проекта возможности по обнаружению подводных целей, по некоторым мнениям превосходящие таковые у заокеанских ровесников — за счет большей площади антенн и более высокой энергетики комплекса.

Строительство головного «Ясеня» затянулось на долгие 17 лет, заложенный в 1993 году «Северодвинск» был спущен на воду лишь в 2010. Вместе с тем надо иметь в виду, что фактически активные работы на лодке начались только во второй половине 2000-х годов, после начала регулярного финансирования и серьезной переработке проекта с учетом появления нового оборудования.

За возможности приходится платить: цена «Северодвинска», по некоторым оценкам, превышает 110 миллиардов рублей, приближаясь, таким образом, к цене «Сивульфа». Предполагается, что стоимость серийных лодок удастся сократить до 70-80 миллиардов, однако это все равно будет значительно дороже, чем у «Вирджинии», цена которой сегодня находится в районе 60-65 миллиардов рублей по курсу, и слишком дорого для того. чтобы использовать «Ясень» в качестве основной подлодки. В качестве приемлемой цены многоцелевой атомной субмарины называется величина в 45-55 миллиардов рублей.

В короткий период «перезагрузки» российско-американских отношений высказывались предположения, что серия этих лодок может быть сокращена с исходных восьми единиц до 3-4 с заменой Ясеня в постройке на российский аналог «Вирджинии»: относительно недорогую универсальную АПЛ, потребности в которой оцениваются примерно в 20 единиц. Однако, как показывает развитие политической обстановки, противостояние ВМС США, в том числе охота за авианосцами противника, возвращается на первое место в списке задач ВМФ России. Это означает, что серия лодок-носителеей противокорабельных ракет будет продолжена, и вполне возможно, увеличена в объеме. В настоящее время, помимо головной лодки, которая уже передана флоту, на стапелях находятся три АПЛ проекта 885 «Ясень»: заложенная в 2009 году «Казань», в 2013 – «Новосибирск» и в 2014 –«Красноярск». Ввод этих субмарин в строй запланирован на 2017-18 годы. Еще три лодки этого проекта должны быть заложены в 2015 году, со вводом в строй в 2019-20. В составе флота эти лодки будут заменять атомные подводные крейсера проекта 949А «Антей», составляющие сегодня основу «противоавианосных» сил флота.

Впрочем, «Ясень» будет не единственным типом многоцелевых лодок нового поколения. Разработка проекта АПЛ для замены «подводных истребителей» проектов 971, 945, 671РТМ советской постройки ведется в КБ «Малахит». Ожидается, что постройка новой субмарины, которая дополнит «Ясени» в составе флота, начнется после 2015 года.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 13).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА