Какие только поговорки не используют ныне острословы, комментируя экономические санкции, которыми украинская власть грозит России! «Назло бабушке отморожу уши». «Назло врагам козу продам, чтоб дети молока не пили». «Назло тятьке отморожу титьки». «Повешусь у врага на воротах». «Останусь голодным назло маме». «Назло кондуктору возьму билет и пойду пешком». И так далее. Безусловно, все приведенное хорошо отражает суть потуг правящего в Киеве режима.
Мне же почему-то вспоминается басня незабвенного Ивана Андреевича Крылова «Лягушка и вол»: «Лягушка, на лугу увидевши вола, задумала сама в дородстве с ним сравняться». Как раз такую неразумную лягушку напоминает из-за действий своих правителей Украина. Точно так же она топорщится, пыхтит и надувается, пытаясь противопоставить себя России. Точно так же делает вид, что может тягаться с соседней страной на равных.
Ни в коем случае не хочу унизить свою Родину. Всей душой желаю, чтобы она стала сильной, богатой, процветающей. Дело, однако, в том, что такой вот сильной, процветающей и богатой Украина может быть только вместе с Россией, а не отгораживаясь от нее, тем более – не враждуя.
Между тем официальный Киев делает сегодня все возможное, чтобы разорвать российско-украинские связи, ухудшить и без того испортившиеся отношения. Наглядное доказательство тому – экономические санкции, которые Украина (вернее – украинская власть) собирается применить к России. Премьер-министр Арсений Яценюк задумал таким образом «покарать» российского «агрессора». Ему вторят другие высокопоставленные чиновники.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Изначально понятно, что от таких санкций Украина в первую очередь пострадает сама. Она уже страдает из-за происходящего разрыва связей. Согласно сообщениям Государственного комитета по статистике, за первое полугодие текущего года по сравнению с аналогичным периодом года минувшего товарооборот с Россией сократился почти на четверть. А это ведь не только миллиарды долларов, недополученные госбюджетом Украины. Это еще и вынужденное сокращение производства на украинских предприятиях. А значит, неизбежное сокращение рабочих мест, массовая безработица.
Со всех концов страны поступают тревожные сведения. Например, на Запорожском автомобильном заводе начато масштабное увольнение работников. Первая волна увольнений прошла в июне. Вторая – в июле. Третья ожидается в октябре. Четвертая – в декабре. Заработки тех, кого еще не уволили, сократились более чем втрое. Предприятие практически остановилось. И это неудивительно: раньше продукцию завода покупала Россия, теперь же продавать украинские автомобили некуда.
По той же причине сокращается производство, а то и совсем закрываются предприятия в Киевской области. Их продукция тоже была ориентирована на Россию. Подобная информация приходит и из других регионов. А после того как «заработают» санкции, положение станет катастрофическим.
Граждане Украины лишаются заработка. Им нечем будет кормить своих детей, нечем кормиться самим. Но что до того Петру Порошенко, Арсению Яценюку, украинским министрам и парламентариям?
Не следует забывать и о миллионах украинцев, работающих сейчас в России. Что будет с ними, если отношения между двумя странами обострятся до предела? Наверное, придется возвращаться домой. Но сколько же тогда в стране окажется безработных – голодных, обозленных? С ними надо будет что-то делать.
А проблемы на этом не закончатся. Вслед за голодом в страну придет и холод. После прекращения поставок российского газа без горячей воды остались украинские города. Правительство объявило о режиме тотальной экономии. Якобы для того, чтобы сохранить ресурсы на период отопительного сезона. Но представители властей признаются уже сейчас: никакая экономия не спасает, топить зимой будет нечем.
Стоит напомнить: еще сильнее, чем в поставках газа, Украина зависит от России в снабжении топливом атомных электростанций, доля которых в выработке электроэнергии в стране составляет больше половины. Почти все необходимое для АЭС топливо поступает из России. Пока поступает. Но что будет, если общее ухудшение отношений затронет и эту сферу? И чем же в этих условиях надо думать, чтобы начинать с россиянами войну санкций?
Видимо, с целью успокоения населения власть запустила в информационное пространство целое полчище «экспертов» по экономике. Те наперебой заявляют, что, дескать, обойдемся и без России, переориентируемся на другие рынки сбыта, Запад нам поможет, зато своими санкциями мы навредим «агрессору».
Только, во-первых, другие рынки надо еще завоевать и большой вопрос – удастся ли это сделать? Тут хотя бы требуется время, а кушать и кормить детей украинцам нужно уже сейчас. Во-вторых, Запад не возьмет нас на содержание. Насколько можно судить, он просто не имеет такой возможности. А тот объем помощи, который западные страны согласны, может быть, предоставить (или, по крайней мере, пообещать), – явно недостаточен.
Что же касается нанесения вреда России, то если она и понесет какой-то ущерб (в любом случае не такой значительный, как хочется патентованным украинским русофобам – сторонникам санкций), то жителям Украины не станет от этого ни сытнее, ни теплее, чтобы там по этому поводу ни обещали обслуживающие украинскую власть «эксперты».
Впрочем, даже такие «эксперты» иногда проговариваются и, пребывая в прямом эфире, выбалтывают информацию, которую, по идее, должны были бы утаить.
Буквально на днях на Первом канале Украинского радио выступала некая Людмила Супрун. Бывший народный депутат, возглавлявшая одно время бюджетный комитет парламента, а затем (в премьерство Юлии Тимошенко) занимавшая пост председателя государственного агентства по инвестициям и инновациям, она, разумеется, клеймила позором «страну-агрессора». И, конечно же, выступала за санкции, уверяя радиослушателей, что на России не сошелся клином свет, есть, мол, еще африканский рынок, китайский рынок и т.п.
Но разговор темой санкций не ограничился. В радиостудии затронули и вопрос об уже подписанном, но еще не ратифицированном Украиной Соглашении об ассоциации с Евросоюзом. Понятное дело, Супрун одобрила соглашение. Но все же признала, что оно имеет отдельные недостатки. К примеру, договор об ассоциации предусматривает замену ширококолейных железнодорожных путей (таких, как и в России) на узкоколейные (как в Западной Европе). «Нам это невыгодно, - призналась «эксперт». – Наши поезда не идут в Западную Европу. 99% перевозимых по железной дороге грузов направляются в Россию».
99 процентов! Вот, собственно, и все! Дальше можно не продолжать. Очевидно, что разрыв отношений с Россией означает крах украинской экономики. Украинские санкции больнее всего (и, вероятно, смертельно) ударят по нашей же стране.
Кстати, помните, чем кончила лягушка из упомянутой крыловской басни? Она «не сравнявшися с волом, с натуги лопнула и – околела». Лично мне очень бы не хотелось, чтоб Украина закончила так же. Только вот правящий режим упорно подталкивает ее именно к этому финалу.