Старая песня на новый лад
Прошедшие в Москве 29 августа между РФ и ЕС переговоры по энергетическому сотрудничеству вполне предсказуемо свелись к обсуждению проблем с Украиной.
Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер заверил министра энергетики РФ Александра Новака и главу «Газпрома» Алексея Миллера, что Европа считает долг Украины за поставки российского газа бесспорным, а график выплат по нему «будет согласован в ближайшее время».
Ничего нового в этих заверениях нет – те же речи из уст господина Эттингера можно было слышать и месяц, и три месяца, и полгода назад. Но «Киев слушает да ест». «Реверсные поставки европейского газа» после Майдана, по официальным данным, уже превысили миллиард кубометров, а по неофициальным — они примерно втрое больше.
Поскольку никакого реального реверса нет (как специально пояснил в свое время Владимир Путин, «физически невозможно качать газ одновременно туда и обратно»), на деле речь идет о «легализации» отбора Украиной газа, предназначенного европейским покупателям, из транзитной «трубы». Кто платит за это удовольствие Варшаве, Будапешту и Братиславе – Киев, Берлин или кто-то еще, — отдельный и весьма интересный вопрос. Но ясно, что теперь это не Москва, как было всегда.
И данное обстоятельство — наряду с уже весьма ощутимой перспективой из-за Украины остаться зимой без российского топлива — как видим, страшно напрягает «единую Европу».
«Атлантическая солидарность» — это, конечно, хорошо и правильно, но ради неё отморозить себе уши или другие части тела европейцы категорически не согласны. Равно как и платить по украинским счетам. Ведь самим денег не хватает: если помните, совсем недавно из-за государств-должников, типа Ирландии, Кипра и Греции, шла речь о развале «зоны евро», а у России Европа просила (и получила) финансовую помощь.
Расплата за чужие грехи
Поэтому каждый день сохранения нынешней ситуации на Украине — острый нож в сердце Европы. Она бы и рада «разрулить» эту проблему, но — не может. Потому что политически намертво зависит от США, а те делают всё, чтобы как можно сильнее ослабить Европу (прежде всего — Германию) экономически, задушить в объятиях «атлантической дружбы» и «борьбы за Украину».
Порошенко и компанию привели к власти в Киеве не Меркель с Олландом, а Керри с Нуланд. Не европейцы, а американцы, которые полностью управляют нынешней киевской хунтой. И представители этой хунты говорят и делают только то, что им скажут или разрешат говорить и делать их кураторы из «вашингтонского обкома».
Поэтому Порошенко, при всей своей на словах приверженности к «евроасоциации» и «евроинтеграции», на деле относится к ЕС так же, как Виктория Нуланд с её знаменитым «f..cing EU». Он даже Верховную Раду распустил накануне встречи в Минске, чтобы та, не дай бог, не вздумала в ближайшее время ратифицировать соглашение с Евросоюзом. Так что Эттингер может сколько угодно расписываться перед российскими партнерами за официальный Киев — эти обещания ничего не стоят.
И, конечно, никакого «согласованного графика выплат украинского долга по газу» не будет ни в ближайшее время, ни в последующее — если только Европа не профинансирует все киевские счета, включая $1,65 млрд прошлогоднего долга перед «Газпромом», после оплаты которого российская сторона пообещала возобновить авансовые поставки газа Украине по цене $385 за тысячу «кубов» (кстати, Украина по-прежнему называет эту цену «несправедливой» и «нерыночной»).
Украинизация Европы
Может ли Европа сделать такой шаг? Да, может — но только в том случае, если европейскому Центробанку будет дана команда запустить программу накачки ликвидности в банковский сектор, аналогичную «программе количественного смягчения» Федерального резерва США. То есть, если правительства стран ЕС согласятся нарастить свой долг, и без того вполне заоблачный, до поистине космических, сопоставимых с американскими, высот. К чему их подталкивает не только развитие ситуации на Украине, но также теснейшим образом связанная с ней всё более явная рецессия национальных экономик.
И тогда «ловушка для Европы», наконец, захлопнется. И вся она — во всяком случае, в континентальной её части — очень быстро превратится в некое подобие нынешней Украины, пространство «управляемого хаоса», откуда усиленными темпами выкачиваются все ликвидные ресурсы.
Улыбается ли бывшим европейским метрополиям участь превратиться в экономическую колонию США и/или Китая? Такая траектория полёта для бумеранга мировой истории вовсе не является исключением — вспомним хотя бы отношения Древнего Рима и Древней Греции. Не случайно Путин на встрече в Минске напомнил о геостратегической альтернативе «Европы от Лиссабона до Владивостока». Которую в ЕС давно воспринимают только как «фигуру речи» из давно забытого прошлого.
Но «священные камни Европы, кроме нас, не оплачет никто…»