Организация экспортеров нефти (ОПЕК) создавалась немногим более полувека назад как союз нефтедобывающих стран, главной целью которого является регулирование цен на черное золото. Альянс никогда не был особенно сплоченным, но раньше неофициальному лидеру Саудовской Аравии, добывающей треть всей нефти ОПЕК, как-то удавалось, пусть и внешне, сглаживать противоречия и, что называется, не выносить сор из нефтяной избы.
Последнее обострение обстановки на Ближнем Востоке разрушило давно сформировавшиеся союзы среди главных членов нефтяного картеля, а сланцевый бум в Америке фактически лишил ОПЕК одного из главных покупателей и увеличил удельный вес в мировой добыче черного золота нефтедобывающих государств, не входящих в организацию. К этом прибавилось и замедление экономического развития Китая и других крупных азиатских экономик.
В общем, сейчас уже не до приличий. Иран сейчас добывает ок. 3 млн. баррелей нефти в день, а с помощью западных технологий легко может удвоить эту цифру. Вместе с Ираком, который намерен довести к концу десятилетия добычу до 9 млн. баррелей, он может составить серьезную конкуренцию Саудовской Аравии, извлекающей из песков сейчас 9,7 млн. баррелей, и другим государствам Персидского залива.
Противоречия между такими разными членами нефтяного альянса сейчас на поверхности. Противоречия настолько острые и глубокие, что впору говорить о нефтяных и ценовых войнах.
Еще в июне цена на нефть Brent достигала устраивающего всех в ОПЕК солидного уровня 115 долларов за баррель. За три месяца многое изменилось. Сейчас цена барреля черного золота опускается ниже 90 долларов. В понедельник, например, она временами достигала даже 88 долларов(в 00:15 Мск. брент стоит уже 85,50 $...Прим. RUSFACT.RU)
И это не предел. По крайней мере, так считают в «персидском» миниальянсе, существующем внутри ОПЕК, в который неофициально, конечно, входят арабские монархии Персидского залива: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и Катар. Естественно, между ними тоже существуют противоречия, но они значительно слабее противоречий между этими странами и оставшейся восьмеркой.
В ответ на прозвучавший из уст министра нефтяной промышленности Венесуэлы Рафаэля Рамиреса призыв немедленно собраться на внеочередную встречу и выработать общую стратегию борьбы с падением цен на нефть его коллега из Кувейта Али аль-Омайр заявил, что в снижении добычи черного золота, главном и, пожалуй, единственном способе если не поднять цены, то хотя бы остановить их падение, нет особого смысла, потому что два очень крупных нефтедобывающих государства: Россия и США не входят в ОПЕК и следовательно выполнять ее решения не обязаны. Следовательно, и собираться раньше времени не за чем.
Кстати, в конце сентября к внеочередной встрече министров нефти членов ООПЕК призывал иранский министр нефтяной промышленности Бижан Зангане, однако встретил сопротивление Эр-Рияда.
Аль-Омайр заявил Kuwait News Agency, что членам ОПЕК следует готовиться к снижению цен до 76-77 долларов за баррель.
Эта цена, утверждает главный кувейтский нефтяник, привязана к себестоимости американской и российской нефти. К тому же, она находится как раз у «красной черты», по другую сторону которой богатые, но малонаселенные монархии Персидского залива уже не могут иметь бездефицитные бюджеты.
В МВФ и Deutsche Bank подсчитали, по какой цене должны продавать члены ОПЕК свое черное золото, чтобы сводить концы с концами, т.е. иметь сбалансированный бюджет.
Дороже всего должна стоить иранская нефть – 140 долларов за баррель. Венесуэла и Алжир, который в этом году впервые за 15 лет может закончить год с дефицитом бюджета, должны продавать нефть за 121 доллар, Нигерия – за 119, а Эквадор – за 117.
Саудовскую Аравию, высокопоставленные представители которой открыто говорят, что готовы к снижению цен до 80 долларов и даже ниже, причем, готовы жить при таких ценах год-два, устраивают 93 доллара. Надежнее всего чувствуют себя Катар, ОАЭ и Кувейт, «красная линия» для которых находится на 65, 70 и 75 долларах соответственно.
Если же вспомнить, что кормить эмирам, королям и шейхам приходится в десятки раз меньше «ртов», чем, скажем, многомиллионным Нигерии и Ирану или тем же Алжиру с Венесуэлой, то вполне объяснимы и понятны их сегодняшние спокойствие и безмятежность.
Эр-Рияд готов снижать цены на нефть до 80 долларов за баррель и ниже и нести убытки в надежде переманить клиентов у союзников и коллег по ОПЕК, которые с каждым днем все больше превращаются в конкурентов. Кроме этого, Аравия сейчас борется за лидерство в добыче нефти с Соединенными Штатами. С другой стороны, интересы Вашингтона и Эр-Рияда, играющих на понижение цен, временно совпали. США хотят «задушить» низкими ценами на черное золото Россию так же, как сделали это около 30 лет назад с Советским Союзом.
Эр-Рияд готов потерпеть и чувствует себя в относительной безопасности еще и по причине до смешного маленького по нынешним временам долга, который составляет всего 2,8% от ВВП. Поэтому саудовцы произвели первые залпы в ценовой войне, снизив сначала октябрьские, а затем и ноябрьские фьючерсы как для азиатских, так и для европейских клиентов. Кроме этого, саудовцы увеличили в сентябре добычу нефти на 107 тыс. баррелей в сутки и довели ее до 9,7 млн. баррелей. Примеру Эр-Рияда последовали Тегеран с Багдадом.
Свою не очень логичную, на первый взгляд, политику снижения цен Саудовская Аравия объясняет необходимостью поднять цены на нефть в среднесрочной перспективе, потому что за падением цен всегда следует их последующий рост, а также борьбой со сланцевой нефтью из Америки.
Встреча нефтяных министров членов ОПЕК, которая должна состояться в Вене 27 ноября, обещает быть бурной. Восьмерка «неперсидских» членов попытается добиться снижения добычи нефти картелем. ОПЕК идет на такие меры крайне редко. Последний раз добычу снижали в конце 2008 года. Сейчас персидский миниальянс наверняка предпримет все, чтобы компромисс не был достигнут.
Ноябрьская встреча вполне может быть напряженнее встречи в середине 2011 года. Тогда, кстати, тоже обсуждались уровни добычи нефти, только речь шла об их повышении для того, чтобы компенсировать исчезновение с рынков ливийской нефти.
До самого последнего времени «персидские» члены ОПЕК говорили, что понижение цен носит временный характер и что традиционное сезонное повышение спроса зимой приведет к их восстановлению. Однако сейчас все больше аналитиков и экономистов приходят к выводу, что речь не идет о сезонных колебаниях цен, а о более глубинном и серьезном снижении, объясняемом относительным избытком нефти и снижением на нее спроса. И этот процесс, конечно же, невыгоден для России, положение которой в немалой степени зависит от цен на черное золото (вообще-то наша экономика года два-три абсолютно спокойно сможет развиваться и на накопленных резервах.А за это время вполне возможно успеть кардинально снизить нашу зависимость от экспорта углеводородов.Прежде всего посредством тотального ипортозамещения и развития внутреннего рынка...Прим.RUSFACT.RU)