Зовут нашего героя также «борцом с глупостью», «истребителем вампиров», «другом ватников», «агентом Кремля» и так далее, вплоть до «полковника Матвея Ливанова», в детстве якобы занимавшегося дзюдо в секции под руководством Володи Путина.
На «Военном обозрении» мы зовём героя просто: товарищ Ли.
Несколько слов о нём.
В 1989 г. Мэтью Ли получил степень бакалавра по специальности «Международные отношения» в Академии дипломатической службы Джорджтаунского университета. Затем началась его журналистская карьера. Он трудился в «Вашингтон Пост», «Дейли Прогресс», а спустя несколько лет уехал в Камбоджу, где с 1994 года работал внештатным репортёром «Камбоджа Дейли», а также ряда журналов (от «The Economist» до «Time Magazine») и информационных агентств (от «Ассошиэйтед Пресс» до «Рейтер»). Сотрудничал и с телерадиовещательными корпорациями («BBC» и «CNN»). Уже в следующем году этот человек возглавил Пномпеньское бюро агентства «Франс-Пресс». Был ранен шрапнелью в левую руку в 1997 году во время волнений.
С 1999 года работает в Вашингтоне и ряде стран мира. М. Ли — корреспондент «Франс-Пресс» при Госдепартаменте. В 2005-2007 гг. был заместителем руководителя бюро агентства «Франс-Пресс» по Восточной Африке и странам бассейна Индийского океана.
С февраля 2007 года Мэтью Ли работает в «Ассошиэйтед Пресс» и находится в США. Ныне он ведущий корреспондент агентства при Госдепартаменте.
Товарищ Ли представлен в соцсетях аккаунтом на «LinkedIn».
Стать одним из самых популярных журналистов из тех, что бывают на ежедневных госдеповских брифингах, Мэтту Ли помогла звезда Госдепа Джен Псаки.
«Неправильными», а зачастую и довольно резкими вопросами журналист преследует американский истеблишмент уже несколько лет. Храбрый Мэтт начал задавать неудобные вопросы ещё во времена Хиллари Клингтон. Но когда Хиллари из Госдепа уволилась, штат «говорящих голов» изменился, и товарищ Ли (он же полковник Ливанов) смог развернуться на полную катушку.
В феврале 2013 года официальной представительницей Госдепа стала несравненная Дженнифер Псаки. На этом посту, начиная с марта 2014 года, она почти каждый день «освещает» украинские события. Выступления Д, Псаки набирают полный зал вызывают широкий резонанс. Не менее громкий смех в зале широкий резонанс вызывают и выступления Мари Харф. Последняя, в юности подвизавшаяся в ЦРУ, в июне 2013 года стала заместительницей Псаки. Если Псаки в Вашингтоне отсутствует, на брифингах перед Мэттом Ли появляется 33-летняя блондинка Харф.
Наибольшей известностью пользуется в Интернете тот случай, когда товарищ Ли, как говорится, «поставил Псаки в неловкое положение». 12 мая 2014 года речь на брифинге зашла об Украине. Дженнифер заявила, что Вашингтон не признаёт «незаконного референдума» в Донецкой и Луганской областях. «Говорящей голове» не понравилась «техника проведения» референдума: она «была крайне подозрительной из-за сообщений об избирательной карусели, предварительно помеченных бюллетенях, голосовании детей, голосовании за отсутствующих людей и даже о голосовании на участках в Москве и Санкт-Петербурге…»
Вот тут-то и выступил Мэтт Ли, и диалог попал в крупнейшие мировые СМИ. Журналист всего лишь притворился несведущим и спросил, что такое «избирательная карусель».
В ответ он услышал: «Честно говоря, я это прочитала, но также не знакома с этим термином. Возможно, это означает, что люди не регистрировались во время голосования. Я проверю и выясню, что наша команда специалистов подразумевала под данным термином».
Мэтт Ли продолжал: «Поскольку говорилось о голосовании детей, не значит ли это, что они сидели на лошадках, движущихся по кругу?»
Псаки сказала: «Я не думаю, что подразумевалось это, Мэтт».
Другой знатный «троллинг» Псаки устроили фактически себе сама — однако не без внешнего воздействия, оказанного тем же товарищем Ли.
В середине сентября на очередном ежедневном брифинге Джен Псаки пришлось отвечать на вопрос дотошного журналиста. Товарищ Ли не спросил ничего особенного, лишь уточнил: намерен ли Вашингтон улучшать отношения с Москвой?
Вопрос, конечно, неожиданный. А то и провокационный. Все ждут холодной войны, а Ли спрашивает об улучшении отношений. Псаки даже вздрогнула. Но справилась с волнением и заявила: как раз ради улучшения отношений Белый дом собирается поддержать «Марш мира» в российской столице. Тот самый, что организовала оппозиция.
Услыхав такой ответ, журналист «Ассошиэйтед Пресс» разъяснил Псаки, что подобные акции ведут вовсе не к улучшению отношений, поскольку раскалывают общество, которое движется затем к чему-то вроде киевского «евромайдана».
Привыкшая стоять на своём до последнего Псаки взбрыкнула: «Всему мировому сообществу очевидно, что США делают всё для сохранения мира на Земле, и все наши акции носят исключительно мирный характер. И переворот… то есть революция на Украине…»
И Псаки прикрыла ладошкой рот.
А довольный Мэтт Ли всё записал на диктофончик. Это ведь самое настоящее признание: США совершили на Украине госпереворот.
Мэтт успел ещё спросить, вправду ли Госдеп признаёт сотворённое в Киеве переворотом, но тут на помощь Псаки пришёл какой-то другой журналист. Полковнику Ливанову пришлось удовлетвориться многоточиями.
Примерно с этих пор Мэтью считается «агентом Кремля». Или как минимум человеком, «купившимся» на российскую пропаганду.
И нет, разумеется, разницы, задаёт он вопросы Псаки или Харф.
В том же сентябре Ли спросил у Харф, почему, если Россия проводит учения на своей территории, Госдеп это называет агрессией против Украины, а если НАТО проводит учения на территории Украины, не являясь при этом членом НАТО, это не агрессия против России.
В ответ ему было прямо сказано, что он «купился на российскую пропаганду»: «Все действия, которые предпринимал Альянс с того момента, как Россия вмешалась в дела на Украине, были оборонительными мерами. Это делалось, чтобы иметь возможность защитить Альянс и наших союзников. Я не могу понять, как вы можете сравнивать то, что НАТО делает для защиты наших стран, с тем, что делает Россия? Мэтт, это категорически разные вещи! Честное слово, вы купились на российскую пропаганду».
На том брифинге Ли нешуточно раскритиковал Госдеп: «Но вы, ребята, постоянно отвергаете недовольство других стран вашими военными учениями. Вы считаете, что полностью имеете на это право». На это ему не ответили.
А недавно опытный специалист по троллингу М. Ли подначил уже не Харф и не Псаки, а пресс-секретаря Пентагона контр-адмирала Джона Кирби.
На совместном брифинге с Псаки контр-адмирал взялся разъяснять журналистам позицию шефа Пентагона Чака Хейгела, на днях призывавшего готовиться чуть ли не к сражению с армией России.
Напомним, американский министр обороны Чак Хейгел заявил, что американские военные должны быть готовы «иметь дело» с армией РФ. По его словам, «мы… должны иметь дело с ревизионистской Россией, с её современной и боеспособной армией, стоящей на пороге НАТО».
Эта откровенная проповедь войны с Россией от бывалого вьетнамского миротворца смутила даже видавшую виды американскую общественность. Потребовалась немедленная госдеповская (то бишь международная) интерпретация слов Хейгела, потому что высказывания главы Пентагона не понравились Москве (говорят, Шойгу был сильно недоволен).
Потому-то на сцену и вышел контр-адмирал Джон Кирби. Стоя рядом с Джен Псаки на госдеповской пресс-конференции, он сообщил журналистам, что в речи Хейгела «не было угрожающих заявлений в адрес какой-либо страны», однако «ситуация вокруг Украины и действия РФ вынуждают США поддерживать инфраструктуру своих союзников в НАТО».
Журналисты спросили, что Хейгел имел в виду, когда назвал Россию «ревизионистской». Контр-адмирал ответил: «Нам представляется, что их намерение — вернуться назад к славным дням Советского Союза».
Мэтью Ли задал вопрос: «Разве не логичным будет сделать вывод, что русская армия — на пороге НАТО, но потому, что НАТО расширилась, а не потому, что русские приблизились? Другими словами, НАТО подошла вплотную к России, а не Россия — к НАТО? Разве это не более верная точка зрения?»
Джон Кирби ответил: «Я думаю, президент Путин, вероятно, смотрит на это так, ну, а мы смотрим иначе».
Мэтью Ли на это не «купился» и спросил: «Но вы не думаете, что НАТО расширилась на восток в сторону России?»
Ничего не подозревавший Кирби заявил: «Альянс расширился, и расширение — это хорошо».
Товарищ Ли резюмировал: «Получается, вы приближаетесь к России. И сами же обвиняете русских в том, что они близко к НАТО».
Кирби понял, что попал в ловушку и воскликнул: «Нет, вовсе нет!»
Полковнику Ливанову осталось лишь показать американцу козырную карту: «Но это именно то, что сказал Хейгел!»
Как читатели уже поняли, мягкое противостояние Мэтта Ли и «говорящих голов» — не что иное, как образец краха политики двойных стандартов, которая не выдерживает простейших испытаний аргументацией. Радует то, что «Матвей Ливанов» представляет одно из крупнейших информационных агентств, и его неудобные вопросы вкупе со вздорными госдеповскими ответами распространяются по всему свету со скоростью Интернета.