Товарищ Лавров возложил венки к памятнику советскому воину-освободителю в Киркенесе. «Спасибо за то, что вы сделали, помогая советским солдатам, норвежские боевые товарищи; воевали вместе; ничто не заменит боевого братства. От нашего народа, от нашего президента хочу вам передать нижайший поклон земной и пожелание всего доброго, главное, здоровья», — приводит «BFM» слова главы российского МИДа, адресованные ветеранам.
Наш министр и его норвежский коллега пообщались с ветеранами норвежского сопротивления и теми людьми, кто в детстве пережил последние недели войны в горняцкой шахте, оборудованной под убежище.
«Мне тогда было десять лет, я был вот таким маленьким… Наверное, там было страшно, но мы были детьми и всего не понимали, нам было даже весело. Помню тот день, когда мы поднялись на поверхность, буквально вышли на свет. У входа стояла фигура человека — это был один из советских солдат, которые нас освободили. Мы очень обрадовались. Тогда я выучил первые русские слова, но не скажу вам, какие», — цитирует «Российская газета» Рольфа Кристиансена.
Позднее товарищ Лавров признался, что разговоры с норвежскими ветеранами, да и все торжества «были очень трогательными и эмоциональными».
«Я глубоко признателен норвежцам за эту атмосферу и за бережное отношение к памяти тех, кто пал, освобождая Финнмарк, — сказал Сергей Лавров. — Боевое братство двух народов стало одной из основ добрососедских отношений между двумя странами».
Министр счёл нужным напомнить норвежцам, что Норвегия «присоединилась к односторонним рестриктивным мерам в отношении России», что не идёт на пользу контактам Москвы и Осло. Лавров указал на несамостоятельность принятия Осло подобного решения: «Это было сделано по причинам, которые, как мы понимаем, находятся за пределами Норвегии. Тем не менее, мы видим обоюдную заинтересованность в развитии экономики, совместном решении вопросов окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности, приграничном сотрудничестве». Он выразил желание того, чтобы в отношениях двух государств «возобладал здравый смысл, и страны действовали исходя из собственных национальных интересов, а не давления извне».
Накануне торжеств в Киркенесе норвежское издание «Aftenposten» посвятило статью отношениям Норвегии и России. И пришло к выводу: антироссийский фронт в мире ослабевает.
Одним из краеугольных камней мировой политики в статье назван «большой вопрос» о приближении «нормализации отношений между Россией и Западом». С уточнением: не пора ли Западу «привыкнуть жить» при «аннексированном» Крыме?
Дело в том, что единого «фронта» против России попросту не существует. Среди государств-членов НАТО и ЕС налицо разногласия, а особенно заметны они, когда речь заходит о США. Это показывает, пишет обозреватель, что Барак Обама не сумел сформировать тот «общий фронт», о котором ранее говорил.
Что касается матушки Европы, то, к примеру, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан находит «путинскую Россию» политической моделью для подражания.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо однозначно высказался против развёртывания в стране сил НАТО. И не просто высказался, а сравнил его с … советским вторжением в Чехословакию в 1968 году!
Кстати, министр обороны Чехии Мартин Стропницкий придерживается аналогичного мнения.
Названные страны, участвовавшие в спорах вокруг санкций ЕС, сыграли роль «тормозных колодок», а также поспособствовали расхождению между США и Европой по вопросам, касающимся отношений с Россией.
Наконец, недавно новая польская премьерша Эва Копач, выступая в парламенте, сообщила депутатам о нереальности целей в украинском конфликте.
И это ещё не всё. Обозреватель указывает, что «новые мотивы» звучат уже и в США.
Например, журналист Эндрю Рот («The Washington Post»), специализирующийся на вопросах внешней политики, обращает внимание читателей на то, что некоторые из бывших коммунистических стран, при президенте Буше активно поддерживавшие США в вопросе войны с Ираком, нынче сбавили тон и «неохотно» слушают Белый дом.
Что же случилось? Оказывается, многие политики опасаются, что в случае противостояния с Россией никто не может полностью полагаться на НАТО и США.
Даже новый генсек НАТО Йенс Столтенберг, глядящий пристально на восток, и тот, как считается, ослабил антироссийскую риторику.
Издание напоминает, что уже на своей первой пресс-конференции он указал на возможность проведения новой встречи на уровне глав министерств иностранных дел в Совете Россия — НАТО. Издание задаётся вопросом: проявилась ли тут «разница в стиле» Йенса Столтенберга и его предшественника Андерса Фога Расмуссена, или же между Россией и Западом грядёт потепление?
Что касается европейских санкций против России, то к ним, напоминает газета, Норвегия присоединилась после «аннексии Крымского полуострова». Однако сегодня тон правительства сменился.
Правительство желает укреплять отношения с Россией, в том числе развивать налаженные контакты и «развивать далее отношения в сфере двустороннего сотрудничества». Все эти заявления позволяют предположить, что дальнейшая внешнеполитическая стратегия не предусматривает поддержку санкций против России.
Таким образом, своим заявлением в день семидесятилетия освобождения провинции Финнмарк от фашистской оккупации министр иностранных дел России, можно сказать, поставил геополитическую точку: дав понять правительству Норвегии, что время несамостоятельных решений ушло в прошлое и настало время принимать решения исходя из интересов собственных, а не желаний заокеанских партнёров, для которых Норвегия может оказаться разменной монетой в антироссийской политике.
Товарищ Лавров совершенно прав: должен возобладать здравый смысл. Пора прекращать плясать под дудку вашингтонского «гегемона».