Жизнь при эмбарго продолжается: в России активно ищут пути, как заменить заграничные деликатесы отечественными аналогами. Так, на острове Валаам монахи наладили производство пяти видов итальянского сыра.
В августе 2014 года указом Президента Российской Федерации был введён годовой запрет на ввоз в Россию некоторых видов сельскохозяйственной продукции из стран, присоединившихся к экономическим санкциям против российских юридических и физических лиц в связи с украинским кризисом. Данная мера послужила ответом на волну санкций по отношению к России со стороны ЕС, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. В числе запрещённых продуктов оказались, в частности, мясная продукция, овощи, фрукты, морепродукты, молоко и молочные продукты.
Однако решение нашлось: на смену товарам из ЕС, Австралии, Норвегии и США пришли аналоги из Беларуси, Ближнего Востока, Средней Азии и Южной Америки. Например, сеть продовольственных супермаркетов «Дикси», как сообщила «Пражскому телеграфу» представитель сети Екатерина Куманина, увеличила поставки овощей и фруктов из Краснодарского и Ставропольского краёв, а также заключила договоры на поставку из Сербии, Израиля, Египта, Китая, Ирана, Таджикистана, Узбекистана, Армении и Азербайджана.
На конкретный вопрос «ПТ» о происхождении цитрусовых на прилавках Куманина заявила, что апельсины и мандарины теперь будут поступать исключительно из Марокко, а не из Испании и Италии, как это было до продовольственного эмбарго. Тема «хамона и пармезана» вызвала бурю обсуждений и на просторах Сети. Так, блоггер Александр Беленький заметил, что «поменяв поставщиков, ритейлеры поступились качеством» и «хитро перестали писать страну происхождения». Однако многие решили постараться не снижать планку качества, несмотря на эмбарго: так, сети крупных гипермаркетов «Ашан» и «ЛЕНТА» в ответ на запрос ПТ заверили, что ведут переговоры с поставщиками о том, чтобы те выращивали овощи и фрукты специально для них.
Сложнее обстоит дело с молочным хозяйством, однако и тут отечественные производители идут в гору. На днях российская пресса сообщила, что на ферме Валаамского Свято-Преображенского монастыря решили производить свой собственный итальянский сыр. В обители давно и успешно занимаются сельским хозяйством: на местном молочном заводе давно выпускаются сметана и творог для пропитания обители. Михаил Шишков, пресс-секретарь игумена Валаамского монастыря в разговоре с ПТ отметил, что сыроварение по итальянским технологиям – это, скорее, возрождение традиций и стремление пользоваться передовыми технологиями, и к политике это отношения не имеет.
«Новый цех по изготовлению итальянских сыров – это плановое расширение фермерского хозяйства, которое никак не связано с санкциями против России», — сказал Шишков. Необходимое оборудование для нового молокозавода закупили у итальянской фирмы SFOGGiA. По приглашению этой же фирмы монах Агапий, управляющий молочной фермы, с 5 по 11 октября провёл неделю на обучающем курсе по изготовлению нескольких видов сыра у местных специалистов. Под их руководством представитель монастыря научился делать моцареллу, копчёный сыр рикотта, сыр с белой плесенью бьянка, качотту и морлакко.
В планах монастыря, по словам пресс-секретаря Шишкова, выпускать до 350 килограмм сыра в неделю, вначале для внутреннего потребления, а затем на продажу в монастырских лавках на материке. Сам монах Агапий надеется, что к декабрю паломникам, туристам и монастырским работникам удастся попробовать и оценить изготовленный продукт. Валаамскую инициативу поддержали также в Сибири: так, томский пивзавод «Пивоварня Кожевниково» объявил, что планирует к 2017 году запустить первое в области производство сыра моцарелла на основе козьего молока.
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага в Карелии. Первые письменные свидетельства о монашеской жизни на Валааме датируются 960-м годом, когда на Валаам прибыл преподобный Авраамий Ростовский, из жития которого известно, что на острове в это время уже было монастырское братство, управляемое игуменом. Основателем иноческой жизни Валаама был преподобный Сергий. Его преемником стал преподобный Герман.
К лику святых причислены 33 насельника обители, погибшие от рук шведских завоевателей в 1578 году. По состоянию на 2011 год, согласно данным настоятеля, епископа Панкратия, в монастыре общее количество насельников — 217 человек, включая скиты и подворья. Из них: иеромонахов — 37; иеродиаконов — 12; монахов — 89; рясофорных послушников — 19; послушников — 60. Постоянно в монастыре работает от 30 до 40 трудников. В Валаамский монастырь ежегодно прибывают около 100 тыс. паломников, из которых около 90 тыс. — туристы.
Божена Цветкова
Фото с сайта www.moseparh.ru