Результаты проверки показали, что восстанавливать фактически нечего. Над инфраструктурой стратегического объекта "поработали" не только мародеры, но и нечестные на руку частники, которым была поставлена задача демонтировать часть зданий.
Несмотря на то, что официально военные отказываются озвучивать название стратегического объекта, ссылаясь на военную тайну, "Вестям" из своих источников в Минобороны удалось выяснить, что речь идет об аэродроме "Буялык-Благоево", который был закрыт в 2003 году.
До этого здесь базировался полк разведывательной авиации, а также вертолетная эскадрилья радиоэлектронной борьбы. Проверка, проведенная военным ведомством, выявила факты массовых хищений. Военная прокуратура Южного региона открыла уголовное производство по статьям "кража в особо крупных размерах" и "растрата имущества" Уголовного кодекса Украины.
Как сообщил "Вестям" пресс-секретарь ведомства Павел Аксенов, в свое время руководство ВВС заключило договор с некой организацией на демонтаж 16 списанных зданий, входящих в инфраструктуру аэродрома.
"В нарушение условий договора должностные лица данной организации без составления соответствующей документации разобрали четыре здания аэродрома, а полученные от этого строительные материалы присвоили", — отметил правоохранитель. Аналогичная участь постигла еще восемь зданий, а также щебеночное основание взлетно-посадочной полосы. Ущерб составил порядка 2,2 миллиона гривен. Впрочем, по словам местных жителей, аэродром растаскивали около десяти лет: причем как частным образом, так и в промышленных масштабах, с привлечением строительной техники. В частности, из капониров для самолетов исчезли гигантские металлические ворота метровой толщины.
По итогам проверки стало ясно, что восстановить аэродром крайне проблематично. В Минобороны свои дальнейшие планы пока не озвучивают, однако эксперты уверены: овчинка стоит выделки.
"Юг Украины, в том числе и Одесская область, на сегодняшний день фактически не обеспечены воздушным прикрытием, — говорит военный эксперт, генерал-лейтенант Анатолий Троц. — Поэтому сколько бы ни стоило, а восстанавливать надо".
Однако существуют мнения, что наряду с восстановлением аэродрома нужно вернуть в строй и некоторые расформированные авиачасти. "Сейчас все паникуют, что, мол, со стороны Приднестровья и Крыма к нам прилетают беспилотники и шпионят, так вот раньше для этого имелась 208-я вертолетная эскадрилья радиоэлектронной борьбы, которая базировалась как раз в Буялыке. Все очень просто: в небо поднимался вертолет и при помощи установленного оборудования начинал создавать помехи. В таких условиях полеты беспилотников над нашей территорией были бы практически невозможны", — сообщил нам на условиях анонимности действующий офицер Госпогранслужбы Украины.
Еще один скандал разгорается непосредственно в Южной Пальмире.
По данным источников в силовых ведомствах, в настоящий момент ведутся проверки деятельности Одесского авиационного завода, занимающегося в основном ремонтом авиатехники.
Руководство предприятия якобы совершило фиктивные покупки оборудования военного назначения для уклонения от уплаты налогов. При этом компания, у которой приобретаются указанные товары, согласно данным Единого реестра налоговых накладных, никогда их не покупала, а следовательно, не могла и продавать. На авиационном заводе так же, как и в "Укроборонпроме", ситуацию пока не комментируют.