Обилие новостей о российско-китайских переговорах, масса сообщений о подписанных соглашениях и инициированных проектах наталкивает на мысли о том, что сотрудничество Китая и России стало уже не просто стратегическим партнёрством, а чем-то большим. Стало быть, самый раз собрать воедино разрозненные новости о различных аспектах российско-китайского сотрудничества и понять, какие цели преследуют континентальные империи и являются ли они равными субъектами во взаимоотношениях.
Дружба ради мира: стратегические задачи России и Китая
Ключевая цель России и Китая — выживание в геополитическом противостоянии с США, что невозможно без резкой активизации взаимного политического и экономического сотрудничества. Выжить в одиночку невозможно, что осознали как в Москве после старта гражданской войны на Украине, так и в Пекине, который подгоняют США революцией «жёлтых зонтиков» в Гонконге.
Победить США без удара по их ключевому товару — доллару — невозможно, а потому главным совместным проектом Второй Византии и Поднебесной является максимальный переход на взаимные расчёты в национальных валютах и стабилизация как друг друга, так и стран-союзников.
Примечательно, что соглашение по валютным свопам между Россией и Китаем стало для Пекина не единственным: расчёты в юанях осуществляются между Китаем с одной стороны и Бразилией и Аргентиной с другой.
Потенциальной болевой точкой для двух империй является Средняя Азия, которая, будучи предельно ослабленной, может быть погружена в хаос посредством боевиков, присягнувших на верность ИГ. В качестве превентивной меры Москвой и Пекином проводится усиление наиболее слабых республик Средней Азии: Россия помогает Киргизии усилить государство и интегрироваться в Евразийский союз, а Китай наращивает инвестиции в Таджикистан, который, по всей видимости, постепенно втягивает в орбиту влияния Пекина.
Примечательно, что интересы России и Китая в Средней Азии совпадают и страны не являются конкурентами, наоборот — дополняют друг друга, что позволяет экономить ресурсы. Отдельно стоит отметить работы по укреплению правоохранительных органов среднеазиатских республик.
Ведётся работа по разработке двустороннего соглашения о ненападении в киберпространстве.
Планомерно осуществляется выдавливание США и Японии из Монголии.
Сшить страны железными скобами и водными коридорами
Также связывает Россию и партнёров по Евразийскому союзу с Китаем реализация проекта по созданию нового Шёлкового пути, солидная часть которого пройдёт по республикам Средней Азии. Естественно, для успешной реализации данного масштабного проекта потребуется максимальная стабильность среднеазиатских республик. Также чрезвычайно перспективным является развитие Северного морского пути, который не только короче привычного маршрута через Суэцкий канал, но и безопаснее. Непрогнозируемое развитие обстановки на Ближнем Востоке и хаотизация Йемена могут в перспективе привести к снижению безопасности судоходства в данном районе, в то время как российский Крайний Север уже к концу этого года будет надёжно прикрыт войсками.
Интересными могут стать совместные проекты в сфере железнодорожного транспорта. Подписан российско-китайский меморандум по созданию Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва-Пекин, который, фактически, станет северным маршрутом Великого шёлкового пути.
Ресурсные интересы
Залог выживания Китая — в стабильном обеспечении ресурсами. Например, нефть республика получает в основном по морю, а солидный объём поставок газа осуществляется через среднеазиатские республики. Морские коммуникации в связи с перспективой противостояния с США и наличия у Вашингтона планов по морской блокаде могут стать ненадёжными, что вынуждает Китай активизировать сотрудничество с Россией и другими союзниками.
Например, поставки нефти из Саудовской Аравии в Китай в сентябре этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 2,7%, тогда как импорт нефти из России вырос на 56,8%, а из Колумбии на 389,6%. Дело в том, что российская и колумбийская нефть обходится Пекину дешевле. Эксперты прогнозируют, что в этом году треть объёмов российской нефти будет экспортировано в Китай.
Огромны перспективы в газовом сотрудничестве. Страны АТР обеспечивают свои потребности в голубом топливе только на 40%, а в ближайшие 15 лет объёмы импорта газа возрастут с 270 до 530 млрд кубометров. Часть данного объёма сможет быть покрыта поставками не только из России посредством газопровода «Сила Сибири», но и через Среднюю Азию. Естественно, для этого потребуется стабилизировать регион, уделив особое внимание Туркменистану как стране-добытчику и Узбекистану с Таджикистаном как транзитёрам.
Отказ западных ТНК из-за санкций сотрудничать с Россией в сфере нефтедобычи привёл к тому, что в добыче углеводородов в российском арктическом шельфе будут участвовать китайские компании. Планируется участие китайских инвесторов в геологоразведке и добыче полезных ископаемых на Дальнем Востоке.
Ещё одно место приложения совместных усилий — добыча полезных ископаемых в Средней Азии, в частности редких и редкоземельных металлов в Таджикистане.
Финансово-денежные потребности
И если у России и среднеазиатских союзников есть необходимые для Поднебесной ресурсы, то у Китая имеются денежные средства, от которых оказалась отрезана Россия в силу санкций стран Запада — основных кредиторов Москвы.
Российские банки и корпорации уже начали получать кредитные ресурсы из Китая, что позволит смягчить удар Запада. Рейтинговое агентство Moody’s прогнозирует финансирование российского корпоративного сектора за счёт китайских денег.
Порядка 4 млрд руб. КНР желает инвестировать в предприятие по сжижению природного газа в Саратовской области, а также в развитие альтернативной энергетики. Обсуждается открытие совместных сельскохозяйственных предприятий и импорт китайского продовольствия в РФ.
Технологическая дополняемость
На стадии запуска находится ряд чрезвычайно привлекательных проектов в сфере авиации. В ближайшие 20 лет Китаю потребуются порядка 6 000 новых самолётов. В планах у Москвы подписать соглашение с Китаем о совместной разработке технического проекта по дальнемагистральному широкофюзеляжному самолёту. Кроме того, планируется совместная разработка сверхтяжёлого вертолёта грузоподъёмностью порядка 40 тонн. Интересуются китайцы совместным производством обновлённого варианта пассажирского самолёта Ил-114.
В процессе переговоры о поставках в Китай истребителей Су-35.
Налаживается сотрудничество по дистанционному зондированию Земли и объединению навигационных систем ГЛОНАСС и BeiDou.
В планах у России и Китая совместное освоение космоса и создание базы на Луне. В качестве подспорья Москва предложила Пекину реализовать совместные проекты в сфере ракетного двигателестроения. Китайцы настаивают на предоставлении технологий производства и перенесении его в Китай. Взамен КНР предлагает снять любые ограничения на экспорт электроники в Россию и наладить производство необходимых РФ микросхем.
***
Итак, реализация хотя бы описанных выше совместных российско-китайских проектов объединит страны куда лучше и крепче, чем со странами Евросоюза. В отличие от стран Запада, у России с Китаем:
- Общий геополитический враг.
- Единая задача выживания в борьбе с США.
- Совместная стратегия борьбы с Вашингтоном.
- Существенный опыт практически бесконфликтного существования.
Кроме борьбы с долларом, Пекин и Москва проводят целенаправленную политику по выдавливанию из Средней Азии США и ЕС, стабилизации региона. Россия и Китай очень неплохо дополняют друг друга. Например, в России существенные запасы энергоносителей, без которых экономика Китая может задохнуться, а у Пекина достаточно финансовых ресурсов, без которых развитие России представляется невозможным. Превосходство Китая в микроэлектронике сглаживается технологическим преимуществом Москвы в авиа-, двигателе- и ракетостроении, а также более развитым ВПК.
В политическом плане взаимоотношения между Пекином и Москвой сложно назвать отношениями старшего и младшего братьев. Скорее союз равных, но по-разному развитых соседей, дополняющих друг друга.
Так как Россия и Китай являются сухопутными империями, граничащими друг с другом, то вооружённые конфликты между ними становятся практически невозможными, особенно если учесть участь, которую приготовили в Вашингтоне для Пекина и Москвы с союзниками.
Восстановление экономик среднеазиатских республик и укрепление их государств позволит русским и китайцам выработать модель поведения в приграничных странах, которая застрахует их от конфликтов как минимум в кратко- и среднесрочной перспективе.
И напоследок хотелось бы поздравить американцев и их геополитического пророка Збигнева Бжезинского. Пожалуй, наиболее страшный его ночной кошмар — союз двух континентальных империй — России и Китая — стал более чем реальным.