На Украине создают спецподразделение для тайных операций за границей. Об этом 19 ноября заявил советник главы МВД Антон Геращенко. В качестве примера он назвал работу израильской разведки «Моссад», которая в 1958 году выследила в Аргентине и доставила в Израиль нацистского преступника Адольфа Эйхмана.
Причем, похоже, что к тайным операциям Киев уже приступил. Во всяком случае, 2 октября нынешнего года российскими спецслужбами в Москве был задержан офицер МВД Украины Юрий Спасский, пытавшийся организовать похищение и вывоз за границу бывшего замглавы администрации Виктора Януковича - Андрея Портнова, подозреваемого Киевом «в причастности к массовым убийствам» на Майдане. Можно предположить, что перед новым спецподразделением МВД Украины будут поставлены подобные задачи. А именно ликвидация или похищение бывших работников госаппарата «незалежной». По всей видимости, уже известно название такой группы – «Тень».
Напомним, 14 ноября пресс-служба МВД Украины со ссылкой на координатора батальона «Киев-1» Евгения Дейда сообщила, что уже сформировано элитное подразделение «Тень», численностью 30 человек. «Это профессионалы, которые принимали участие в «АТО», - охарактеризовал контингент группы Дейд.
Отметим, раньше на Украине уже существовало спецподразделение с таким же названием - рота разведки специального назначения Крымского территориального командования внутренних войск МВД Украины «Тень». По имеющейся информации, подразделение было универсальным и готовилось для выполнения задач по поиску и уничтожению диверсионных групп в лесной и горной местности, а так же для разведывательно-диверсионных операций «на временно оккупированной территории в условиях вооруженного конфликта».
Что сейчас с теми «тенями» - неизвестно. Одно время в украинских СМИ проскакивала информация, что снайперы и автоматчики, которые вели огонь по протестующим на киевской улице Институтской, - это бойцы из спецподразделений внутренних войск «Тень» и «Омега». Причем стреляли они якобы по приказу чиновников, близких к Януковичу. В их числе - экс-командующий внутренними войсками Украины Станислава Шуляка (об этом не раз говорил тот же Геращенко). Эту же информацию – о причастности к событиям на Институтской спецподразделения «Тень» - еще в феврале озвучил Николай Княжицкий (ныне народный депутат Верховный рады от «Народного фронта»).
Возникает вопрос – зачем МВД спецподразделение для работы вне границ Украины? Возможны два варианта. Первый – для похищения и доставки политических противников действующей украинской власти. По примеру Управления спецопераций НКВД в 40-е годы под управлением Павла Судоплатова, которое занималось ликвидацией врагов сталинского режима.
Второй вариант – для разведовательно-диверсионной деятельности на территории других государств. С учетом событий на Донбассе, скорее всего, в первую очередь речь пойдет о России. Ведь еще в июле бывший министр обороны Украины Анатолий Гриценко говорил о необходимости перевести вооруженный конфликт с территории Украины в Россию, чтобы гробы шли «и в российские семьи тоже».
Но как бы там ни было, странность в том, что такое спецподразделение формируется не в составе Службы безопасности Украины, а в МВД, предназначенном, обычно, для действий именно внутри государства.
В МВД Украины еще недавно была уйма спецподразделений. Их задачей была борьба с организованной преступностью и антитеррор. Но все они предназначались для действий на территории Украины, отмечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
- Вместе набиралось более 100 таких подразделений. Что касается спецназа для действий вне Украины, то теоретически МВД может заиметь такое подразделение, потому что ведомство должно принимать или депортировать преступников, которых всегда сопровождают обученные люди. Но в данной ситуации, думаю, речь идет о другом. Сейчас практически каждая силовая структура на Украине пытается стать самостоятельной армией. Не удивлюсь, что вскоре МВД понадобится авиация и ракетные комплексы. Страна фактически распадается на территории, с которых может кормиться лишь тот, кто опирается на вооруженных людей. И чем такие структуры будут централизованнее, тем больше территорий можно контролировать. Но при всем уважении к спецназу ВВ МВД Украины, понятно, что одними автоматами против авиации и танков не повоюешь. Поэтому сейчас каждая силовая структура пытается, так или иначе, приблизиться к структуре армейской.
Киев, так или иначе, реформируя свой силовой блок, хочет продемонстрировать свои возможности, но на самом деле – все это большая пиар-кампания, уверен президент ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» Сергей Гончаров.
- На сегодняшний момент на Украине существует только одно подразделение, способное успешно решать «внутренние» и «внешние» задачи. Это подразделение «Альфа» ЦСО СБУ, которое ведет свою историю со времен Советского Союза. Мы создавали его и знаем, какой у подразделения потенциал. У меня большие сомнения, что его сотрудники войдут в тот отряд, способный работать, что называется, в глобальном режиме, который анонсировал Геращенко. К тому же, если говорить о классных специалистах, то таких офицеров сегодня на Украине можно по пальцам пересчитать.
По всей видимости, Аваков или его люди подбирали людей в подразделение, которые готовы с ними работать. Можно ли их обучить для такой «деликатной работы»? Наверное, можно. Но это вопрос не одного года.
Да и какие операции будет выполнять эта группа и где? Если она нацелена на РФ, то в Киеве сильно заблуждаются, если считают, что наши спецслужбы пропустят момент и сразу не пресекут подготовку диверсионных операций на территории России.
Военный эксперт Виктор Мясников замечает: внутренние войска на то и внутренние, чтобы выполнять задачи на территории своей страны.
- Армия, предназначенная для борьбы с внешним врагом, этого не может делать (хотя на Украине, как мы видим, и это возможно). То, что хотят создать в Киеве, можно охарактеризовать как диверсионно-террористическое подразделение, потому что сегодня ни 40-е и ни 70-е годы, и давать отмашку на незаконные действия на территории других государств в современных условиях – ну это правительству надо быть совсем без мозгов.
Одно дело - действия спецназа на территории несостоявшихся, распадающихся государств, таких как Сомали или Афганистан, где вовсю хозяйничают боевики, и совсем другое - посылать группу из состава МВД на территорию сопредельного государства, рискуя просто-напросто спровоцировать войну. Хотя Геращенко и приводит пример работы «Моссада» по Эйхману, но это было полвека назад, сейчас в мире другая правящая мораль, и инициативу Киева вряд ли одобрят на том же Западе.
Очевидно, что Киев хочет создать группу, которая бы занималась выкладыванием или убийствами бывших чиновников Украины, а, может, и Януковича или членов его семьи. Кто может войти в состав такой группы? Думаю, найти таких людей, служивших в разведке или в службе охраны высших лиц государства, – не проблема для Украины. Да и подготовка спецслужб, несмотря на известные события, там не останавливалась. Повторю, все упирается в практическое решение - если государство дает разрешение фактически на боевые действия террористического характера на чужой территории, тем самым оно рискует развязать полномасштабную войну.
Обычно спецподразделения, которые работали за рубежом, относились к разведке или контрразведке. И мне, как военному, с точки зрения логики сложно понять, зачем подразделение внутренних войск использовать вне пределов страны, говорит ветеран боевых действий, военный психолог Алексей Захаров.
Фото: Максим Никитин/ТАСС