Появление нового штамма с большим количеством мутаций даёт осторожные основания полагать, что конец пандемии — не за горами.
«Омикрон» – это слово в последние дни угрожающе звучит из всех средств массовой информации. Новая мутация так доставшего уже всё человечество коронавируса означает новый виток карантинных ограничений, нагрузки на медицинскую систему, а также, увы, болезней и смертей. Но куда, в общем и целом, движется тенденция таких волн мутаций вируса – к лучшему или худшему?
Начнём с того, что никогда вирусная эволюция не шла от меньшей к большей летальности. Будучи клеточным паразитом, любой вирус не стремится к гибели своего носителя. В этом плане любая новая генерация вируса (любого) означает лишь ослабление его вредного влияния на человеческий организм. В то же время, каждая новая генерация стремится к возможно большей заразности – потому что «новичкам» приходится «нападать» на носителей, которые уже приобрели определённый иммунитет к предыдущим поколениям вируса.
Собственно, всё это мы и видим на примере пока ещё, правда, очень слабо изученного «омикрона». Есть ОСТОРОЖНЫЕ предположения, что его приход означает последнюю или, если быть более аккуратным в оценках, предпоследнюю страницу в истории этой чудовищной пандемии.
Итак, начнём с непреложного факта – как из фильма «Горец»: в живых остаться может только один. В вирусной популяции может доминировать только один штамм, а остальным там места нет, они их вытесняет. Всё, что известно сегодня об «омикроне» – его повышенная заразность, а следовательно – «особенность штамма состоит в том, что распространяется быстрее остальных и может быстро стать доминирующим в популяциях, куда попадает». Собственно, на статистике Южной Африки уже видно, что «дельта» там исчезает, и вытесняется «омикроном».
Это связано с тем, что в новом штамме от 30 до 50 мутаций – причём именно в спайк-белке, который отвечает за внедрение в человеческие клетки. Это, с одной стороны, делает его более заразным, а с другой – более устойчивым к иммунитету, как естественному – у переболевших, так и искусственному — у вакцинированных. Как видим, вирус развивается именно в той логике, которая была названа выше: меньше летальности, больше заразности.
Теперь что касается меньшей летальности – есть также ОСТОРОЖНЫЕ предположения (постучим по дереву), что «омикрон» таки менее опасен для человека, чем предыдущие штаммы. По крайней мере, об этом не побоялась сообщить ВОЗ: «На сегодняшний день в мире не зарегистрировано ни одного случая смерти у пациента с выявленным штаммом коронавируса «Омикрон». Об этом в понедельник, 29 ноября, заявили во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)». Согласитесь, учитывая то, что новым вариантом вируса охвачены уже тысячи и тысячи человек, это достаточно солидная статистическая выборка.
Что же говорят специалисты о новом поколении коронавируса? Некоторые из них также высказывают более или менее сдержанный оптимизм – например, профессор Анатолий Альтштейн прямо сказал, что «вирус произвёл на него хорошее впечатление»: «Я смотрел на этот новый вирус и он произвёл на меня хорошее впечатление. Много мутаций – значит нестабильный геном, нестабильный геном это значит вирус вряд ли будет слишком опасен и такой уже смертельный, вряд ли будет патогенным».
Прогноз Альтштейна таков: «Бояться нового вируса особенно не нужно. Сильно похоже на то, что если он придёт , это будет обозначать конец пандемии. Такая генетическая нестабильность вируса приведёт только к его ослаблению, и в результате пандемия закончится. Это гипотеза».
И, наконец, последний вопрос: помогут ли вакцины против «омикрона»? Насчёт имеющих вариантов – идут споры. Но абсолютно все варианты существующих в мире вакцин могут быть модернизированы достаточно быстро, от нескольких недель до, максимум, нескольких месяцев. Возможно, что те, кто ещё не вакцинировался, смогут сделать это уже новым вариантом вакцины. Однако вполне вероятно, что по мере знакомства учёных с «омикроном» выяснится, что уже имеющиеся вакцины также дают достаточный уровень защиты от него.
В любом случае, даже если «омикрон» означает или финал, или предфинальную кульминацию пандемии, нужно подготовиться к тому, чтобы не пострадать незадолго до победы над этим испытанием для человечества. Будьте сознательны, помните о высокой заразности нового вируса – и не испытывайте судьбу.