Почти как раньше
В ноябре в России было продано 229,4 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей – на 1,1% меньше, чем в ноябре 2013 года, говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По итогам 11 месяцев реализация снизилась на 11,6%, до 2,2 млн машин.
Это лучший результат за последние семь месяцев: например, в октябре продажи просели на 9,9%, в сентябре – на 20,1%, в августе – на 25,8%. «В необычных условиях случаются неожиданные вещи… – отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, слова которого приводятся в пресс-релизе. – В течение последних недель наблюдался небывалый спрос на автомобили в рознице, ему помогала программа государственных субсидий и настроение покупателей, спешащих сделать покупки до ожидаемого повышения цен в новом году».
Спрос на автомобили подстегнуло ослабление рубля, подчеркивает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Как рассказывала РБК директор центра анализа доходов и уровня жизни населения ВШЭ Лилия Овчарова, «всякий раз, когда рубль обесценивается, население предпочитает мобилизовать ресурсы на покупку дорогих и крупных товаров, понимая, что завтра может быть еще хуже». Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов отмечал, что похожим образом россияне реализовывали отложенный спрос и осенью 2008 года.
Совокупность факторов, стимулирующих спрос на автомобили, позволила некоторым производителям и вовсе выйти в плюс. Например, корейская KIA в ноябре продала 20,8 тыс. машин, или на 19% больше, чем в ноябре 2013-го, хотя в октябре ее продажи «год к году», наоборот, сократились – 1%. У французской Renault (19,2 тыс.) ноябрьский рост составил 8% после октябрьского падения на 9%, у японской Toyota (16 тыс.) – это 32 и 0% соответственно, у китайской Chery (1,4 тыс.) – 12% против 27%.
Крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ (30,4 тыс.) по итогам ноября стал одним из немногих, чьи продажи, наоборот, упали. Если в октябре тольяттинский завод оказался в небольшом плюсе, то в ноябре его продажи сократились на 17%. Это произошло из-за проблем с поставками комплектующих, пояснил представитель завода, в конце октября почти неделю простаивали ветки конвейера, на котором собираются Kalina и Granta. По этой же причине был отложен запуск серийного производства Lada Largus Cross и Lada Kalina Cross.
Инцидент стоил должности директору по закупкам Мариушу Напиорковски.
Смена лидера
Проблемы АвтоВАЗ оказались на руку KIA: бессменный лидер продаж с сентября 2012 года Lada Granta уступила первое место KIA Rio, хотя отрыв составил всего 314 машин. Продажи Granta в ноябре упали на 14%, до 10,5 тыс.
Rio (в ноябре было продано 10,8 тыс. машин) поднялась с третьего места, то есть обошла не только Granta, но и Hyundai Solaris. Представитель KIA объясняет успех тем, что компания очень аккуратно повышала цены на модель в течение года (последнее повышение в декабре на 0,1–0,3% прошло почти незаметно), зато поставила на автомобиль новую коробку передач. По данным российских представительств KIA и Hyundai, цены на базовую комплектацию у Rio составляют около 430 тыс. руб., у Solaris – 480 тыс. руб.
Шрайбер дает «довольно оптимистичный» прогноз по продажам в декабре, не называя цифр. Повышенный интерес россиян к крупным покупкам сохранится до конца года, поддерживает Беспалов из «ВТБ Капитала».
Ранее АЕБ прогнозировала сокращение продаж новых автомобилей по итогам 2014-го на 12%, а дилеры и производители не исключали падения на 15%. Если декабрьские продажи окажутся на уровне ноября, снижение по году в целом составит 11,8%...