Михаил Шахназаров. Фото из личного архива
Пикирование цен на нефть, а также падение курса рубля по отношению к доллару и евро вызвало у певцов демократических ценностей противоречивые чувства. С одной стороны, печально. Потому как есть энное количество сбережений, тающее именно в рублях. С другой стороны, радостно. Во-первых, есть запасы в евро. Во-вторых, чем хуже для России, тем лучше для хозяев в лице Штатов и Евросоюза.
Чем ниже падает рубль и чем ниже цена на нефть, тем сильнее должна быть всеобщая паника. Для этого народ обязан хотя бы мысленно переквалифицироваться в валютных брокеров и нефтетрейдеров, каждое утро начиная с просмотра неизвестных доселе графиков. Народу необходимо знать, что всё плохо, будет еще хуже, а его спасителям не дают возможности срочно приступить к своим прямым обязанностям. То есть к спасению народа.
Тем более что, по мнению журналиста Артемия Троицкого, народ в России не героический, не заслуживающий уважения, а опущенный. Приведу цитату из статьи «Добрые советы Путину»: «Во мне соседствуют два сильных чувства: отвращение к нынешней власти и сострадание к опущенному ею народу».
Артёмий Кивович, видимо, запамятовал, что слабый человек на сильные чувства не способен. Сидя в Эстонии, лить ушата грязи на Родину есть не проявление силы. Касательно жаргонного слова «опущенный», примененного к целому народу, то, выражаясь языком самого Троицкого, кабы перед кем-нибудь из представителей народа за базар не пришлось ответить. Но это если только говорить на языке зоны, который так близок эстетствующему журналисту, почему-то решившему, что он вправе давать советы главе государства. От этого грустно. Жил себе человек, пропагандирующий нечто, похожее на музыку, иногда писал интересные статьи, а с приходом возраста мудрости начал выставлять себя блатным эстонским клоуном. А что может быть грустнее эстонского клоуна?
Речи другого спасителя не столь радикальны. Более того, уголовник, имеющий за спиной 10 лет отсидки, в отличие от Троицкого не позволяет себе использования фразеологических оборотов, за которыми надо внимательно следить. Тезисы Михаила Борисовича Ходорковского просты и доходчивы. В недавнем телемосте бывший глава ЮКОСа заявил, что выведет экономику Россию из кризиса за 3 года. Мне кажется, что даже при выдающихся способностях Ходорковского это всё же чересчур оптимистичный прогноз.
Понятно, что для превращения России в вассала и сырьевой придаток Штатов и Евросоюза Ходорковскому с командой много времени не понадобится. Но Михаил Борисович не учел тот факт, что такой подход может не понравиться народу. Народ ведь он только, согласно Троицкому, опущенный. Еще Ходорковский забывает о своем статусе. Для тех, кто относит себя к либеральной оппозиции, он — второй Ленин, умом, честью и совестью радеющий за судьбу России в изгнании. А для простого народа — отсидевший срок гражданин, сменивший место жительства.
Равно как и другой борец за права человека. Гражданин Хорватии Гарри Каспаров тоже не нарадуется по поводу «самочувствия» бивалютной корзины и падения цен на нефть марки Brent. Судя по последним заявлениям стратега черно-белых клеток, от шахматных баталий его мозг отошел не окончательно. Просто масштабы стали солиднее. По словам Гарри Кимовича, упадок в экономике толкнет Россию на то, чтобы прорубить коридор в Армению и напасть на страны Прибалтики. Здесь волей-неволей хочется обеспокоиться душевным здоровьем гроссмейстера, некогда покусавшего полицейского. Тот факт, что данное заявление было сделано в колыбели майданной революции, придает ему оттенок трагикомичности. И то, что Россия не собирается пасовать перед сложившимися обстоятельствами, определенно сказалось на очередных изменениях в рассудке шахматного гения.
Этих людей объединяет одно. Их громкие и пустые заявления лишены хоть какой-либо попытки доказать, что они способны сыграть роль не подстрекающих вредителей (представляю реакцию либералов на этот фразеологизм), а тех, кем они себя возомнили, — спасителей. У них один рецепт вывода экономики из кризиса. Положить страну под Штаты и Евросоюз. Пошло же на такой шаг новое руководство Украины и некоторых постсоветских республик.
Конечно, это звучит дико и, если использовать новомодные выражения, не вписывается в рамки политкорректности. Но, как показывает практика, там, где политкорректность и толерантность, там правды обычно нет. Зато историческая память присутствует всегда и везде. Будет забавно почитать эти письма и послушать эти заявления, когда экономика России придет в норму.