Европейские СМИ рассказали о многотысячной манифестации в Дрездене, прошедшей 22 декабря. Акция протеста против исламизации собрала 17 тысяч участников, выступивших под лозунгом «Нет религиозному фанатизму». Эта акция стала своего рода юбилейной — десятой по счёту. Организатор мероприятия — движение «Патриотические европейцы против исламизации Запада» (Patriotische Europäer gegen Islamisierung des Abendlandes, «Pegida»). Пресса отмечает, что акции «Pegida» в Дрездене начались в октябре и с тех пор проходят каждый понедельник. Аналитики констатируют: если в октябре на протесты выходило несколько сотен человек, то теперь число их стремительно растёт.
«Германия — это земля не для иммиграции. Интеграция означает не просто жить рядом друг с другом, а жить вместе на основе наших христианско-иудейских ценностей, нашей конституции и нашей немецкой культуры с её христианско-иудейскими корнями, которые определяют христианство, гуманизм и просвещение», — цитирует телеканал «Euronews» лидера «Pegida» Лутца Бахмана.
«Би-би-си» сообщает, что манифестанты распевали рождественские гимны, а также слушали ораторов, которые высказывались против наплыва иммигрантов и беженцев.
Ангела Меркель призывает сограждан не ходить на протесты, но, похоже, немцы канцлера слушают плохо.
Немецкий сайт «Deutsche Welle» отмечает, что это уже десятая демонстрация в Дрездене против «исламизации Запада». А ведь в первый раз в октябре протестовать на улицы Дрездена вышло всего сто человек. Сегодня движение «Pegida» стало настоящей проблемой для правительства.
В городе прошла и альтернативная акция протеста — уже против «Pegida». В ней участвовало около 4000 человек. Они прошли маршем по Дрездену под девизом «Свобода от нацистов», заявив, что в стране нет места расизму и ксенофобии.
Однако большинство последователей движения «Pegida» уверяет общественность, чтобы они не имеют отношения к нацистам. Эти люди именуют себя «патриотами», обеспокоенными «размыванием» христианской культуры и традиций Германии. Они часто обвиняют основные политические партии в предательстве их интересов, а средства массовой информации — во лжи, пишет «Немецкая волна».
Бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер полагает, что это движение указывает, что именно правительству необходимо сделать в настоящий момент. «Это своего рода общественная реакция», считает он.
Некоторые консервативные немецкие политики также заявляют, что правительству следует «прислушаться» к народному волеизъявлению.
Полиция насчитала примерно 17,5 тыс. участников акции протеста. По данным полиции, неделей раньше в Дрездене вышло на марш не менее 15000 человек.
Сообщается также об аналогичных демонстрациях в городах по всей Германии. «Немецкая волна» называет Мюнхен, Берлин, Росток, Вюрцбург, Дюссельдорф, Бонн. В последнем на улицы вышло примерно 300 человек. А вот в Мюнхене солидарность с «Pegida» выразили более 12000 демонстрантов.
«Pegida» появилась тогда, когда Германия, будучи крупнейшей экономикой Европы, оказалась лучшим в мире (после США) пристанищем для беженцев и трудовых мигрантов. «Немецкая волна» указывает, что в страну хлынул поток беженцев из Сирии, Ирака, Афганистана и некоторых африканских и балканских стран. Это создало ряд трудностей правительству: все эти люди размещались в старых школах, офисных зданиях и даже армейских казармах.
Протестам в Германии посвятила большую статью британская газета «The Independent».
В «Фейсбуке» у организации есть страничка с названием «We are the people» (по-немецки «Wir sind das Volk», «Мы — народ»), пишет газета. На страничке приводятся данные о протестах «Pegida»: её руководители считают, что в последней манифестации участвовало не 17 с лишним тысяч человек, а больше двадцати тысяч, и это был новый рекорд. И митинги идут по всей Германии. В Мюнхене, по данным организации, по улицам прошло 15000 человек.
«Pegida» настаивает, что её члены выступают только против экстремизма, а вовсе не против иммигрантов или ислама. Однако, указывает британское издание, демонстрации получили поддержку крайне правых и неонацистских групп, что вызывает у политиков опасения в распространении и росте ксенофобских настроений.
Итак, лозунг «Wir sind das Volk» в Германии снова в моде, отмечает «The Independent».
Газета пишет далее, что немецкие политики поразились классу участников: многие сторонники «Pegida» — отнюдь не экстремисты или неонацисты, но обыкновенный средний класс, офисный планктон, а также пенсионеры.
Очевидно, немецкому правительству придётся как-то отреагировать на протесты организации.
Издание напоминает, что рост беженцев в Германии связан с войнами в Сирии и Ираке. В Германию приезжает больше людей, ищущих убежища, чем в любую другую страну ЕС. Вот два числа: в 2014 году ожидается 200.000 беженцев, а в 2013 году их было 127.000.
Что касается идей «Pegida», то организация призывает к немедленной депортации лиц с судимостями, ищущих убежища в стране. При этом организация утверждает, что поддерживает приём беженцев, спасающихся от войны или политических и религиозных преследований, но при одном условии: все другие государства ЕС должны нести это бремя в равной степени.
В центре внимания организации — сохранение «иудео-христианской западной культуры» и возражение против роста «радикализма» и «параллельных общин», в которых действует «шариат-полиция».
«Pegida» создана в Дрездене Лутцем Бахманом. Ему 41 год, раньше он был шеф-поваром, а потом сделался графическим дизайнером. Движение организовалось через социальную сеть «Facebook». Бахман утверждает, что он не расист. Заодно он сообщил, что имел судимости, в том числе за торговлю наркотиками (отсидел два года).
Старший офицер полиции Хольгер Мюнх говорит, что в Германии растёт число преступлений на ксенофобской основе. Страдают мусульмане, евреи, лица турецкого происхождения.
Британское издание также отмечает, что рост влияния «Pegida» в Германии совпал с укреплением не только других крайне правых немецких движений (включая Национал-демократическую партию), но и «Национального фронта» во Франции и «Золотой зари» в Греции.
Аналитики немецкого журнала «Der Spiegel» считают, что протестующие, похоже, ностальгируют по «старым добрым временам». Правда, есть вопрос: что это за времена? То ли те, что настали после 1933 года, то ли те, что пришли на восток Германии после 1945 года… Ответа нет.
Ясно одно: поддержка «Pegida» в Германии быстро растёт.
Таким образом, за короткое время (с октября по декабрь) «Pegida», воспользовавшаяся проверенным средством — Интернетом и социальными сетями — сумела в разы увеличить число сторонников, разделяющих идеи о вреде «исламизации Запада». Полиция сообщает с некоторым удивлением, что основу активистов составляют отнюдь не экстремисты и неофашисты, а средний класс, пенсионеры и обыкновенные мамы и папы, желающие своим детям немецкого, а не арабского или турецкого будущего.
Но чему же тут удивляться?
Олег Чувакин