Klim Podkova. Как создаются исторические мифы.Непобедимая Армада: разгром, которого не было.

_________________

 

 
 

Klim Podkova


Летом 1588 года Испания построила огромный флот, назвала его Непобедимой Армадой, загрузила пехотинцами и отправила к берегам Англии завоевывать непокорный Альбион. В жесточайшем сражении англичане пустили Армаду ко дну, испанской гегемонии в мире пришел конец,  а Британия стала именоваться «Владычицей морей».

 Так представлено это событие в исторической литературе, на живописных полотнах английских мастеров, так это показано в фильме «Елизавета. Золотой век» (Великобритания, 2007год). На самом деле разгром Непобедимой Армады, на котором взрастили не одно поколение британских патриотов – исторический миф. Не было решающего морского сражения, не смотрела Елизавета с берега как горит испанский флот, не было величественной победы английского флота. А что же было?

XVI век: Англия против Испании

Испания того времени была громаднейшей державой, включавшей в себя кроме самой Испании европейские территории (Южную Италию, Нидерланды, части Франции, Португалию) и обширнейшие заморские территории в Африке, Индии, Филиппинах, Южной и Центральной Америке. Как говорили современники, «во владениях испанского короля никогда не заходит солнце». Население Испании перевалило за 8 миллионов, 20%  испанцев жили в городах. Армия считалась лучшей в мире, флот – непобедимым. Из Перу и Мексики шли суда, груженые золотом, а из Индии – караваны с пряностями. В то время как соседи только завидовали, Англия решила оторвать кусок от этого пирога.

Все случилось не сразу и не вдруг. В 1498 году Колумб уже расценивал Англию как морскую державу и предлагал королю Генриху VII организовать западную экспедицию в поисках Индии. Король отказал, и ему пришлось вскорости горько пожалеть о своем опрометчивом решении. Ну кто же знал, что этот идиотский проект принесет столь потрясающие результаты! Вслед Колумбу англичане отправили свою экспедицию, открывшую Ньюфаундленд, но пушнина и древесина Северной Америки не англичан не вдохновили. Все жаждали золота.

Грабеж как средство пополнения казны

Вступившей на английский престол в 1558 году Елизавете достались пустая казна и долги. Вместо того чтобы организовывать дорогостоящие морские экспедиции с неясными перспективами, она дала негласное «фас!» грабить испанские суда и поселения в Вест-Индии. По всей Англии стали организовываться акционерные общества. Пайщики снаряжали военные суда, нанимали команду головорезов во главе с «капитаном Флинтом» и корабль отправлялся в «туристическое турне». А Елизавета I все это время занималась (за мзду) банальным крышеванием, на все письма «возлюбленного брата Филиппа» отвечая: «Виновные будут найдены и наказаны!», но никого не находила и никого не наказывала.

В 1577 году королева решила поставить грабеж Испании на государственную основу, снарядила экспедицию и отправила ее «открывать новые земли». Во главе экспедиции стоял Фрэнсис Дрейк, к тому времени уже имевший славу разбойника с большой дороги. Дрейк посетил «с дружеским визитом» испанские порты в Перу и привез своей королеве добычи на 500.000 фунтов, что более чем в полтора раза превышало годовой доход короны (300.000). Филипп II потребовал выдачи пирата – Елизавета I посвятила Дрейка в рыцари.

Доходы Филиппа падали, а Елизаветы росли. Только в 1582 году Испания была ограблена английскими приватирами на 1.900.000 дукатов – сногсшибательная сумма по тем временам!

Дополнительные предпосылки

Вдобавок, Елизавета активно поддерживала восстание Нидерландов против Испанского владычества, вплоть до отправки туда в 1585 году воинского контингента из 5.000 пехотинцев и 1.000 кавалеристов.

Вмешательство Англии в испанские дела Филипп воспринимал как бунт вассалов: четырехлетний брак на королеве Англии Марии I (старшей сестре Елизаветы) давал ему право именоваться королем Англии. Титул был пустым, но формально Филипп мог притязать на английскую корону. Советники жужжали в ухо королю, что угнетаемые в протестантской Англии правоверные католики будут просто счастливы увидеть на престоле верного служителя католической церкви. В таких условиях война просто не могла не начаться.

Создатель Армады Санта-Крус

Идею организации военной экспедиции с целью завоевания Англии предложил Филиппу в 1583 году маркиз Санта-Круc, боевой адмирал, одержавший немало морских побед во славу Испании, и ее короля. Испанскому монарху идея понравилась (зернышко упало на подготовленную почву) и исходя из принципа «ты предложил – ты и делай», назначил маркиза ответственным за подготовку операции вторжения. Санта-Крус занялся хозяйственными работами, договорами, воевал с недобросовестными подрядчиками, жуликами-поставщиками и чиновниками – взяточниками и казнокрадами.

Все это время англичане как могли подготовке экспедиции: перехватывали и топили корабли с грузами для Армады, организовывали акции саботажа. В 1587 году Дрейк совершил дерзкий налет на Кадис, где разграбил и сжег главные провиантские склады для строящегося флота. 5 лет практически в одиночку тянул этот воз Санта-Крус, выполняя волю короля. В феврале 1588 года 62-летний маркиз таки надорвался - умер. В момент, когда Армада уже вот-вот должна была выйти в море, она осталась без боевого командира.

Адмирал Медино-Седония

Чтобы пресечь склоки среди высших офицеров,  каждый из которых считал себя самым достойным кандидатом на пост главнокомандующего, король назначил на место умершего маркиза герцога Медино-Седонию, своего кузена, беззаветно ему преданного. У кузена был только один недостаток: он был абсолютно невоенным человеком. Герцог писал письма, в которых умолял короля назначить вместо него более подходящего на это место человека, но Филпп II своего решения менять не стал. Вот так получилось, что боевой флот повел в сражение человек, над чьими "военными успехами" упражнялся в остроумии сатирик Сервантес.

Casus belli

Официальным поводом для отправки эскадры стало полученное испанцами известие о казни в Англии шотландской королевы Марии Стюарт. Справедливости ради надо сказать, что Мария не была невинной жертвой. Постоянно предъявляя претензии на английскую корону, она неоднократно оказывалась в центре заговоров с целью свержения и убийства Елизаветы. Это не могло продолжаться бесконечно. В январе 1588 года был раскрыт очередной заговор. Мария предстала перед судом, были предъявлены изобличающие ее письма, Елизавета «со слезами на глазах» подписала вынесенный судьями смертный приговор.

Казнь «праведной католички» вызвала бурю возмущения в Испании. Филипп решил, что пора приступать к решительным действиям. Срочно вспомнили об угнетаемых в Англии католиках, которых надо спасать. И совершенно случайно, как рояль в кустах, под руками оказалась снаряженная боевая эскадра. 29 мая 1588 года матросам и офицерам эскадры отпустили грехи, и под звон колоколов Непобедимая Армада покинула Лиссабон.

Англия под угрозой

Это была действительно армада: более 130 судов, из них половина боевые, 2430 орудий, 19.000 солдат, 1.400 офицеров, матросы, священники, лекари - всего на кораблях отплывали около 30.500 человек. Флот держал курс во Фландрию, где должен был принять на борт воевавшую там с гезами армию герцога Пармского – еще 30.000 человек. Десант планировали высадить в Эссексе и, опираясь на поддержку местных католиков, двинуть на Лондон. Угроза вторжения была более чем реальна.

В Англии, узнав об отплытии Армады. Срочно принялись формировать ополчение и строить новые суда. К лету был готов флот из 100 судов, 20 из которых были боевыми. 29 июля с берегов Корнуолла англичане увидели Армаду.

Сражения в Ла-Манше

30 июля под Плимутом испанцы понесли первые потери: «Розарио» столкнулся с «Санта-Каталиной» и остался без мачты, на «Сан-Сальвадоре» вспыхнул пожар. Медина-Садония приказал бросить ставшие обузой поврежденные суда. 1 августа англичане захватили их и отпраздновали первую победу. Следующие 4 дня прошли в стычках и артиллерийских дуэлях, в ходе которых ни одна из сторон не потеряла ни одного корабля. 8 августа два флота встретились близ Гревелина.

Гревелинская битва

Бой начали англичане. Развернувшись в боевой порядок, они открыли артиллерийский огонь. Испанцы вяло отвечали. Медина имел четкие инструкции от короля избегать боя: цель похода – десант, а не уничтожение английского флота. Бой продолжался 9 часов. Два корабля англичане пустили на дно, 4 поврежденных испанских судна сели на мель, были оставлены командами и впоследствии захвачены англичанами и голландцами. И хотя англичане не потеряли ни одного корабля, общее мнение о сражении выразил один из офицеров флота Ее Величества: «Столько пороха потратили, и все впустую».

А потом поднялся сильный ветер и стал отгонять Армаду от берега. Поскольку от Герцога Пармского никаких известий не было, Седония принял решение возвращаться в Испанию. Будь во главе Армады Санта-Крус, он непременно пошел бы через Ла-Манш, было бы еще одно сражение и кто знает, с каким результатом. Седония же боялся битвы и дал приказ возвращаться, огибая Англию. Когда Армада ушла на север, на берег вышла армия герцога Пармского. Он опоздал буквально на несколько дней.

Путь домой

Возвращение было ужасным. Суда требовали ремонта, не хватало воды и продовольствия, моряки не имели карт этих районов. У северо-западных берегов Ирландии Армада попала в сильнейший двухнедельный шторм. Здесь и состоялся ее разгром. В Испанию вернулись 67 судов из 130 и около 10.000 человек из 30.000. Это был действительно разгром, только англичане не имели к этому никакого отношения.

Непобедимая Армада «Made in England»

В 1588 году англичане честно признавались: «Господь спас Англию», и не приписывали себе лишнего. Отдышавшись и оценив подарок, они стали срочно готовить ответный визит и к 1589 году снарядили свою Непобедимую Армаду из 150 кораблей. Конец английской Армады был такой же, как у испанской, только в этот раз обошлось без Божьего участия. Испанцы, усвоив урок неудачного похода, вместо огромных неповоротливых кораблей стали строить небольшие маневренные суда и оснастили их дальнобойной артиллерией. Обновленный испанский флот отбил нападение англичан, а через 2 года испанцы нанесли англичанам несколько серьезных поражений. Действительно «Владычицей морей» Англия станет только через 150 лет.

Нужны ли исторические мифы?

У каждого народа есть свои исторические мифы. Французы каждый год празднуют День взятия Бастилии, хотя ее штурм –  такая же сказка, как штурм большевиками Зимнего в 1917 году. Англичане приравнивают сражение при Эль-Аламейне к Сталинградской битве, хотя по масштабности это все равно что приравнять слона к кролику. Для воспитания гражданственности и патриотизма просто необходимы для образца подходящие примеры. Если таких нет – их выдумывают. И не надо делать из этого трагедии. Пропаганда есть пропаганда, а историю оставим историкам.

Испанский триумф

А испанский десант в Англию все-таки состоялся! В 1595 году 400 бывших участников трагического похода высадились в Корнуолле. Местное ополчение разбежалось. Чужеземцев встретили 12 солдат во главе с командиром, они вступили в бой и погибли все до одного. Испанцы на поле боя отслужили католическую мессу и пообещали, что в следующий раз на этом месте будет заложен католический храм. Ну чем не сюжет для исторического фильма?

 

Автор Клим Подкова


Также по теме: Факты против мифовМИФЫ О РОССИИ

 

 

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (21 голос).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА