Китайское агентство Dagong, оценившее на днях рейтинг России выше, чем у США, дало интервью ИТАР-ТАСС о происходящем в мире (не по-китайски откровенно):
- Какие критерии использовались при анализе кредитоспособности «Газпрома» при присвоении максимального рейтинга?
Мы присвоили "Газпрому" наивысший долгосрочный кредитный рейтинг в местной и иностранной валюте со "стабильным" прогнозом. И полагаю, что учли все важные факторы.
В соответствии с нашей методикой, мы оценили риски по четырем параметрам. Во-первых, это текущая обстановка, в которой работает компания. Во-вторых, ее потенциал развития. В-третьих, - существующие источники погашения долгов. В-четвертых, - это потенциал к погашению задолженности.
Почему я упомянул потенциал к погашению задолженности? Приведу пример. Допустим, есть два должника. Один из них возвращает доход за счет прибыли, а второй за счет печатания денег. Оба могут вернуть долг, но показатель безопасности будет разным.
У «Газпрома» много источников прибыли, хотя он не может печатать деньги (улыбается).
При оценке «Газпрома» мы в первую очередь оценивали обстановку, в которой приходится работать компании. Самый большой вопрос в этой ситуации – санкции Запада. Они влияют на экономику и могут привести к изменению условий кредитования. Но мы полагаем, что последние изменения в российской экономике оказывают незначительное влияние на «Газпром». Более важным и фактически единственным значимым фактором для компании является снижение цен на нефть. Но с учетом специфики газовой отрасли, эта проблема преодолима и не повлияет на потенциал возвращения долгов.
Если оценивать с позиций кредитования, то основной объем обязательств компании выпущен в рублях. Доля долларовых бондов невелика.
По потенциалу «Газпром» входит в десятку ведущих энергетических компаний мира. При этом уровень прибыли – самый высокий. Показатели доходности, объема активов, прибыли и объемы запасов энергоносителей также являются лучшими в мире.
Если говорить о третьем факторе - источнике погашения долгов, то мы сначала смотрим на прибыль до налогообложения в соотношении к текущим обязательствам. «Газпром», если упрощенно говорить, может вернуть в 16 раз больше, чем должен. По нашим подсчетам, соотношение валютной выручки и задолженности в иностранной валюте также высоко и равно 15.
- Учитывались ли риски распространения западных санкций на газовую индустрию, закрытие западных рынков капитала и возможное снижение цен на газ?
С учетом низкой доли долларовых бондов, на наш взгляд этот вопрос не большой. Основной объем прибыли «Газпром» получает в долларах. Мы также учли призыв правительства к «Газпрому» продать часть долларов с целью стабилизации обменного курса рубля. Это свидетельствует о солидной валютной выручке. Поэтому данные риски невелики.
Более важной для нас была стабильность каналов сбыта газа, включая Китай. Мы принимали это во внимание, так как сейчас «Газпром рассматривает» возможность выпуска юаневых облигаций.
- Будет ли учитываться рейтинг от Dagong при возможном привлечении Газпромом финансирования со стороны китайских банков для проекта "Сила Сибири"? На сколько в среднем наивысший рейтинг от Dagong снижает кредитную ставку для компании-заемщика?
Я думаю, что наличие рейтинга будет способствовать привлечению «Газпромом» займа для реализации российско-китайского проекта. Мы оцениваем риски более точно, чем банки, поэтому китайские банки примут во внимание наш рейтинг. После просмотра нашего доклада банки придут к заключению, что уровень рисков «Газпрома» минимален, и сделают максимальные скидки по процентным выплатам. В этом я уверен.
- Работаете ли вы над анализом кредитоспособности других российских компаний? Какие из них получат рейтинги от Dagong в ближайшее время? Ведете ли консультации с Роснефтью и Новатэком?
К нам обратились «Газпромбанк» и «Газпром нефть» с просьбой составить рейтинг. Работу мы уже проделали и в ближайшее время обнародуем. Скорее всего, их оценки будут неплохими.
Кроме того, также есть и другие компании, которые ведут с нами переговоры.
Я ездил в Гонконг, общался с представителями финансового управления и компаниями Гонконга. Мы рассчитываем, что они предложат хорошие услуги по эмиссии юаневых облигаций для российских компаний. Если «Газпром» успешно разместит облигации в Гонконге, то потом сможет сделать это и на рынке материкового Китая.
- Российские компании давно ведут переговоры о привлечении финансовых ресурсов в КНР, но пока кредитные линии не открыты. Облегчают ли рейтинги Dagong переговорный процесс с китайскими банками? Являются ли рейтинги Dagong обязательными при рассмотрении кредитных заявок в китайских банках?
Да, это так. Китайские банки и сами ищут хороших клиентов, включая и российских. Но они имеют смутное представление о России. При решении этой задачи китайские банки обратят внимание на рейтинг, они его признают.
- В чем отличие вашей методологии от критериев анализа кредитоспособности у S&P, Moody's и Fitch? Как вы оцениваете решение S&P снизить рейтинг России до спекулятивного уровня?
Мы считаем, что после ввода санкций понижение «тройкой» рейтинговых агентств рейтинга России является политически мотивированным. Почему их оценки, и оценка Dagong полностью противоположны? В январе этого года мы присвоили России рейтинг "А" со "стабильным" прогнозом, а они понизили. Кроме того, «тройка» также снизила рейтинги «Газпрома», российских предприятий и банков. Мне кажется, что для этих снижений не хватает предпосылок.
Давайте проанализируем. Нынешний кризис в России вызван санкциями стран Запада, а не внутренними факторами. Если посмотреть на США и страны ЕС, то их кризисы обусловлены внутренними причинами, а не внешними. У этих стран, в отличие от России, масштаб кредитования превысил потенциал к производству благ, возник «пузырь». Этот кризис был перенесен на весь мир - путем политики количественного смягчения и включения печатного станка. За это пришлось платить всем странам.
У России иные проблемы, ее экономическое развитие протекает в нормальном русле. Разумеется, санкции влияют на Россию, но нынешний кризис в РФ отличается от США и ЕС. К сожалению, «тройка» не учла это и стала отстаивать интересы США.
Именно по причине высокой задолженности и включения печатного станка рейтинг США по версии Dagong - "А-". Россия тоже занимает, но не так много. И, в отличие от США, может вернуть свои долги.
- Где вы видите точки роста российской экономики? Как быстро может начаться восстановление?
Удары по российской экономике наносятся из-за рубежа. Поэтому многие сейчас зависит от ответной политики России. Если говорить о рынке, то его структура простая и «разворот на Восток» позволит решить эту проблему. Более важный вопрос – финансовый климат. Если России удастся на рынке Гонконга получить больше финансовой поддержки, включая банковское кредитование и участие в стратегической концепции "пояс и путь" /концепция межрегионального развития «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века», предложенная председателем КНР Си Цзиньпинем – ред./, это приведет к созданию обстановки, которая способствует развитию. Запад не сможет вмешаться. Мне кажется, что после начала реализации данных инициатив, в мире произойдут существенные изменения. Уже есть предпосылки для этих перемен.
- На каком этапе проект Universal Credit Rating Group? Стабилен ли состав участников СП: остается ли в нем не только российский RusRating, но и американская Egan-Jones Ratings?
В настоящее время мы остаемся тройкой компаний. Многие пока недостаточно четко понимают роль UCRG в мировой экономике, мы еще не добились впечатляющих результатов в реализации поставленных задач. Но я полагаю, что нам удастся выполнить задачу, поставленную на 2020 год – познакомить больше стран с UCRG и положительным влиянием агентства на экономику. Для примера возьмем Россию и Китай. Рейтинги наших стран не получают признания в мире, что отражается на финансах. Если UCRG примет участие в этом процессе, то любая структура России и Китая, а также других стран, может получить признание в мире. Поэтому я верю в потенциал UCRG, нужно только время.
- Какая у вас цель на 2020 год?
Внедрить UCRG в мировую систему рейтингов, способствовать реформе международной системе присвоения рейтингов. Наша задача – создать систему оценок, которая была бы признаваема в мире.
- Когда начнете присвоение рейтингов в России? Завершены ли переговоры с Банком России по вопросу признания рейтингов UCRG?
Мы ведем переговоры по этому вопросу. Часть нашей команды обучалась в России. Сейчас мы ведем активные переговоры с "Рус-Рейтингом" об объединении усилий на мировом рынке рейтингов.
- Как снижение цен на нефть повлияло на мировую экономику и темпы роста в Китае, в частности? Верите ли вы в то, что дешевая нефть - это навсегда?
Сейчас цены на нефть определяются спросом. А мировой экономике сейчас не хватает факторов для дальнейшего роста. Я считаю, что сейчас ситуация еще хуже, чем накануне 2008 года. Начиная с 2008 года основным локомотивом мировой экономики был Китай, который сохранял двузначные темпы роста на протяжение двух лет.
Сейчас основными потребителями по-прежнему остаются развитые страны, включая США и ЕС. Но эти страны развиваются только при наличии потребительского спроса. А основной потенциал этого потребления основывается на заимствованиях. США, ЕС и Япония увеличивают потребление за счет роста кредитования. Это – риск!
Дальше - ряд развивающихся стран в последние годы также увеличивали объем потребления за счета кредитования. Ситуация развивалась по модели - потребление благ за средства, которые будут заработаны в будущем. Поэтому я считаю, что в течение нескольких ближайших лет нам опять придется столкнуться с новым мировым финансовым кризисом. Сложно прогнозировать точное время, но все признаки налицо – рост объема задолженности, неуверенное развитие экономик США, ЕС, Китая и еще ряда развивающихся стран. Я считаю, что единственным выходом из ситуации является стратегическая концепция "пояс и путь". Она способствует росту потребления в развитых странах, разделению труда в промышленности, а также развитию сектора финансовых услуг в интернете.
- Как вы оцениваете вероятность реструктуризации госдолга Украины?
Я полагаю, что у Украины недостаточно потенциала для самостоятельного возврата долга. Заимствования делались с учетом политических тенденций, в условиях экономической нестабильности внутри страны. Политическая ситуация в стране, положение дел в обществе и война негативным образом влияют на экономику, а это, в свою очередь, на способность выплатить долги. Поэтому положение дел на Украине вызывает у нас обеспокоенность. Чем все это закончится? Хороший вопрос. Мы полагаем, что в краткосрочной перспективе политическое воздействие на экономику вряд ли удастся упразднить.
- Насколько велик масштаб влияния антироссийских санкций на глобальную экономику? Видите ли вы угрозу рецессии в Евросоюзе?
У меня пока нет точных данных, но это отразится на европейской экономике. Что касается угрозы рецессии в ЕС, то сейчас все боятся экономического спада. По этой причине Центробанк ЕС увеличивает ликвидность, чтобы не допустить рецессии. Но это не позволяет лопнуть «пузырю», а следовательно лишает возможности экономического роста. Кризис не прошел, положение дел продолжает ухудшаться. Если ЕС прибегнет к мерам, сопоставимым с количественным смягчением в США, то это не позволит решить проблему высокого уровня задолженности.