«Предложение России поставлять газ на турецко-греческую границу и с 2019 года отказаться от использования газопроводов через Украину в качестве главной транзитной трассы в Европу нарушает прежние юридически обязывающие договоры», – заявил вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович. По его словам, подобные соглашения, кроме прочего, содержат пункты, определяющие конкретные места транспортировки и доставки газа.
По его словам, в ходе недавней поездки в Москву он поднимал этот вопрос, дискуссии на эту тему необходимо продолжать, надо вернуться к более рациональному разговору.
Новый еврокомиссар по энергетике уже не раз делает удивительные заявления. Ранее он говорил, что российский проект поставок газа в Турцию вместо «Южного потока» является якобы «экономически несостоятельным». Потом – что решение Газпрома по созданию «Турецкого потока» наносит ущерб имиджу компании. Но все это не подействовало, потому что в реальности является наигранным популизмом.
«Турецкий поток» обойдется России дешевле хотя бы потому, что водная часть трубы будет короче, наземная тоже, так как пройдет только по территории Турции. «Южный поток» должен был идти по территориям сразу нескольких европейских государств. Имидж же Газпрому и заодно России решение заменить «Южный» на «Турецкий поток» только поднимает. Потому что это показывает, как легко Москва маневрирует между препятствиями, которые чинят европейские чиновники из-за геополитики.
Обвинения в нарушении контрактных условий с европейскими покупателями из той же популистской серии.
Как объясняет газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, в договоре с европейцами нет пункта о том, что они получают российский газ на границе с Украиной. Россия перевозит свой газ через Украину, забирает его на украинско-европейской границе и передает европейским потребителям в Австрии. Хранилище в австрийском Баумгатене – точка входа российского газа на европейский рынок. Именно туда изначально должен был приходить и российский газ по «Южному потоку», говорит Гривач. То есть «Южный поток» действительно не менял место получения европейскими странами российского газа, корректировался лишь маршрут.
«Турецкий поток» означает, что российский газ пойдет не только другим маршрутом (не через Украину), но и место получения газа европейцами будет другим. Российский газ на юге Евросоюз сможет купить в новом газовом хабе – на турецко-греческой границе.
Однако смена точки доступа к российскому газу потребует всего лишь корректировки долгосрочных контрактов европейцев с Газпромом. Это то, что предстоит решить путем переговоров, говорит Гривач.
Однако в нарушениях договоров Газпром заподозрить пока сложно. Претензии еврокомиссара необоснованны, потому что пока для Южной Европы ничего не изменилось. Газ из России на юге идет прежним путем. Этот вопрос станет актуальным в 2019 году, когда заработает «Турецкий поток».
Но тогда этот вопрос станет чисто техническим. Потому что как раз в 2019 году заканчивается срок действия транзитного договора между Россией и Украиной. И об этом ЕК знала еще с января 2009 года, с момента подписания контракта. Это означает, что с 2020 года Газпром юридически не будет иметь права поставлять свой газ через территорию Украины, указывает Алексей Гривач. Это сводит на нет все юридические претензии ЕК к Газпрому о смене места продажи газа. Необходимость переписать место доставки газа будет носить чисто технический характер.
Газпром не брал на себя никаких обязательств по заключению нового транзитного договора с Нафтогазом. Он не только никогда не обещал это Евросоюзу, а наоборот, всегда говорил о том, что готов построить «Северный» и «Южный поток» для прямых поставок газа в Европу без каких-либо посредников.
Это сама Украина будет настаивать на продлении транзитного контракта с Газпромом, причем вне зависимости от того, какие к тому времени у нее будут отношения с Россией и в каком вообще состоянии будет находиться транзитная трубопроводная система Украины. Потому что труба – это доходная часть, за транзит газа Киев получает живые деньги. В 2009 году Нафтогаз получил от Газпрома за транспортировку голубого топлива около 1,7 млрд долларов, а в 2013 году из-за выросших тарифов на транзит газа – целых 3,6 млрд долларов.
Не исключено, что к 2019 году у Газпрома будут не только экономические, политические, но еще и технические аргументы для обоснования отказа от транзита газа по украинской территории. Потому что к тому времени техническое состояние украинской ГТС будет вызывать еще больше опасений, чем сейчас. Участившиеся аварии на украинской ГТС в последние годы наглядно свидетельствуют об ее изношенности и проблемах с безопасностью. И это неудивительно, ведь труба построена еще в советское время, ее необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, на что нужны деньги и желание, но этого десятилетиями не делалось, и есть большие сомнения, что будет делаться в ближайшие три года.
«Ситуация тревожная, так как Украина занимается всем, чем угодно, но не ремонтом своей ГТС. Почти 20 лет никаких серьезных вложений в инфраструктуру не было сделано. Запас прочности был, сейчас он кончается – и начнет лопаться везде», – говорил Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности.
По экспертным оценкам, на ремонт трубы надо минимум 3 млрд долларов. Ремонт и модернизация ГТС – это обязанность Нафтогаза, но компания является фактически банкротом из-за долгов. «Без Нафтогаза долг Украины составляет порядка 70% ВВП, что и так очень много. Но если посчитать еще и дефицит этой компании, общий госдолг превысит 1,4 трлн гривен. А это 103% ВВП. И с ним никто не знает, что делать. Долг умопомрачительный», – говорит газете ВЗГЛЯД президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Последний год жизнь Нафтогазу искусственно продлевают путем выделения денег из быстро тающих золотовалютных резервов Украины. Только сегодня Нацбанк заявил, что дал Нафтогазу прямо из ЗВР 0,5 млрд долларов.
Украина попыталась в 2014 году привлечь американских и европейских инвесторов, пообещав в обмен на инвестиции в ГТС отдать 49% компании-оператора трубы. Россию законом исключили из числа потенциальных инвесторов. Однако найти желающих модернизировать украинскую газотранспортную систему в прошлом году Киеву так и не удалось. И вряд ли этот поиск увенчается успехом в 2015 году, считает лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук. «Памятуя о непредсказуемости и непоследовательности позиции официального Киева, инвесторы вряд ли решатся сотрудничать с «властью камикадзе» в газовой сфере и в 2015 году», – считает он.
Наконец, Еврокомиссия постоянно кичилась важностью выполнения норм Третьего энергопакета. С помощью норм именно этого документа (вкупе с политическим давлением) ЕК заставила южные европейские страны приостановить работы по «Южному потоку», и у Москвы не было другого выбора, как изменить маршрут новой трубы. По нормам этого документа владелец трубы на европейской территории не может на 100% быть и ее оператором, то есть управлять ею. Газпрому предлагали инвестировать в энергоинфраструктуру в ЕС, но прибыль от прокачки газа предлагали поделить с конкурентами. Реализация таких условий ЕК как раз и сделала проект «Южного потока» экономически невыгодным.
Кроме того, ЕК все время выступала за создание торговли в газовых хабах. Именно это и обеспечит Газпром с помощью «Турецкого потока». «Вражеская» российская труба не ступит на европейскую территорию. А каким образом Европа будет забирать газ из хаба и распределять по своей территории – это ее личное дело, как ЕК всегда хотела. ЕС придется теперь самому вкладывать деньги в развитие инфраструктуры, чем и объясняется ее недовольство. Но ни в одном контракте Газпром не обязуется «развозить» газ по странам-потребителям, оговаривается лишь одно место для всех.
Ольга Самофалова