"Дети, в особенности маленькие, заживо гнили. Кричали, плакали, были почти без сознания. На тачке их вывозили за ворота. А там, за воротами, рвы", — рассказывает бывшая узница лагеря Евдокия Егорова. Когда в выпусках новостей она видит марширующие ультраправые группировки, ей становится не по себе: неужели трагедии Второй мировой никого ничему не научили?
А вот бывший легионер SS с ней не согласен. Все рассказы об ужасах этого концлагеря, уверен он, - советская пропаганда: «У латышских историков вы такого не найдёте: ничего научно не доказано, это, что называется, «одна баба сказала». Его позиция совпадает с мнением нынешних латвийских властей: Саласпилс не был лагерем смерти, это был просто воспитательно-трудовой лагерь.
Морализировать не буду.
Вместо морали отмечу некий парадокс.
Раскручивая нынешний "военный" сценарий, американские "ястребы", мыслящие строго рационально, и тем паче, их пудели, не мыслящие вообще, ибо им мыслить не по чину, во вред себе упускают из виду одну важнейшую деталь.
Выиграть войну без жесткой идеологии, разъясняющей массам, ради чего все страдания и жертвы, практически невозможно. И следовательно, российским элитам, принципиально безыдейным, ради того, чтобы выиграть войну, - поскольку только победа позволит им уцелеть и цвести дальше, - волей-неволей придется идеологизироваться. А идеологии лучшей, чем осознание обществом, что это не остановит никто, кроме России, даже и представить невозможно.
Иными словами, кропотливо и продуманно формируя свой ударный авангард и скрепляя его мертвой водой нацизма, враг параллельно (и сам о том не думая, ибо слишком прагматичен) создает условия для осознания Россией себя, как единственной силы, способной предотвратить триумф абсолютного Зла. То есть, дарит России мессианскую идею, раскрутить которую уже дело техники. А Россия, осознавшая свою миссию и спаянная этим сознанием, не может не победить.
И вот когда она победит, - а что победит, у меня сомнений нет, - "цивилизованное" толкование понятия "воспитательно-трудовые лагеря" будет очень уместно. Воспитывать трудом по итогам придется многих, в том числе, и нынешних латвийских политиков, - а значит, заранее определить, как это воспитание следует организовать, очень важно.