С ТЕХ пор, как люди воюют, огонь по своим был неотъемлемой чертой боевых действий и имел место в истории практически всех армий мира, независимо от эпохи и уровня техники. Русское выражение «своя своих не познаша и своих побиваша» известно с XIV века, когда жители осажденного города Хлынова (Киров) нанесли потери союзникам-устюжанам, шедшим к ним на помощь, приняв их ночью за врагов.
«Дружественный огонь» оставил следы во многих судьбоносных сражениях. Так, выступив при Ватерлоо против Наполеона, прусские артиллеристы по ошибке обстреляли союзников-англичан, на что те ответили им изо всех стволов.
С ростом огневой мощи армий росли и потери от огня своих. В Первой мировой войне из 978 тысяч погибших французов 75 тысяч пали жертвой собственной артиллерии. «Дружественный огонь» вообще редко обходится без ущерба, а порой потери от него даже тяжелее, чем от действий противника. 25 июня 1944 г. бомбовым ударом под Сен-Ло (Франция) американская авиация нанесла такие потери своим войскам, что 2 дивизии пришлось отвести в тыл на переформирование. При этом был убит генерал-лейтенант Макнэйр, самый высокопоставленный офицер США, погибший во Второй мировой войне.
—
Совершенствуя оружие, люди надеялись, что своих будут убивать меньше. Однако кровь продолжала литься, причем повсюду. 1967 г., шестидневная война – самолеты и катера Израиля атаковали разведывательное судно США «Либерти», наблюдавшее за ходом боевых действий, убив 34 американца, а во время сирийско-израильской войны (1982 г.) уже 25% погибших израильских солдат стали жертвой «дружественного огня».
На решение проблемы были брошены огромные средства – и за последние 20 лет военные технологии ушли далеко вперед, количество «ошибок позиции» действительно уменьшается. США вывели на орбиту 24 спутника GPS – и «умное» оружие в руках квалифицированного персонала обычно поражает цели с невиданной точностью. Компьютеризация боевых единиц отражает реальное расположение войск на поле боя. Путем огромных затрат решается проблема идентификации («свой-чужой»): радиомаяки-транспондеры предупреждают экипажи боевой техники о том, что в прицел попали свои.
Однако в восторг впадать не стоит, ставка на ВТО, электронику, лазерные, тепловизионные приборы наблюдения/наведения себя пока не оправдала. Огонь по своим продолжается. Мельчайшие нюансы в целенаведении играют роковую роль: так, под Мазари-Шарифом (Афганистан) самолет ВВС США нанес удар по своим солдатам, которые, поменяв аккумулятор в приемнике GPS, забыли, что при смене батареи прибор указывает координаты места, в котором сам находится. В эту точку и упала наведенная спутником бомба. В реальных условиях все значительно менее эффективно, чем заявляют фирмы-изготовители.
Избыточные приборы мешают друг другу, электроника капризна, ненадежна. Например, в жаре Ирака, среди раскаленного песка и постоянной пыли свелись к нулю преимущества тепловизоров в танковых прицелах: видимость в них составила 300 м на марше, 800 м на стоянке, лишь в холодные ночи достигая 1500 м; горячая пыль, наводя токи, выводит приборы из строя, и командование запретило перемещаться ночью при риске столкновения с противником. К тому же все это более-менее работает, имея на прицеле технику, но не рассеянную пехоту, да еще в условиях городского боя. Тут, правда, дело тоже не стоит, вводятся полезные мелочи вроде светоотражающих нашивок на форме для различения «своего» в условиях плохой видимости и т. д., но этого мало, и вряд ли стоит ожидать, что уже завтра у каждого бойца будет устройство «свой-чужой». Относительный уровень потерь от огня своих с переходом к высокотехнологичным войнам даже возрос.
—
Эксперты искренне не понимают, как американская ракета «Patriot» могла сбить британский «Tornado»?!
«Оказавшись в воздушном пространстве, контролируемом союзниками, он должен был демонстрировать невраждебное поведение – снизить скорость и включить огни. Иракский МиГ так себя вести не будет, если сумеет прорваться на территорию коалиции». Тут они попадают в капкан собственных заблуждений. Кто сказал, что атакующий вражеский самолет не включит все огни и не сделает себя специально заметным, лишь бы подойти на расстояние «удара наверняка»? Ведь это уже проходили: англо-американские штабисты во Второй мировой войне приказывали самолетам эскорта атлантических конвоев не убирать шасси после взлета с палуб авианосцев, «чтобы ПВО конвоя видела, что это свои». Лишь после потопления нескольких транспортов «самолетами с неубранными шасси» до авторов идиотской инструкции дошло, что у немецких пикирующих бомбардировщиков «Штука» (STUrz-KАmpfbomber) шасси не убираются конструктивно!
Знаменита случаями огня по своим «Буря в пустыне» (17.01 – 28.02.1991 г.). Танков американцы тогда потеряли всего 18 (во 2-й иракской войне – 80), но 9 из них были подбиты своим огнем! Штурмовики А-10 атаковали 2 британские БМП «Warrior», убив 9 солдат; столько же британцев погибло за всю операцию от огня иракцев. А так все было как обычно: ошибки артиллеристов, пилотов, танкистов, атаки на свои подразделения, смерть от своих средств поражения…
Собрав опыт, США предприняли беспрецедентные меры по предотвращению таких случаев, однако началась 2-я иракская война (с 20.03.2003 г. по н. в.) – и все вернулось на круги своя. Хотелось как лучше, а получилось как всегда: под огонь «высокоточного» оружия попали свои, союзники, нейтралы, территории соседних стран.
—
Первым пострадал Иран: уже 21.03. американская ракета разнесла нефтеперегонный завод в приграничном Абадане; в этот же день вертолет США AH-1 «Cobra» сжег свой танк M1 A1 «Abrams».
23.03.: американский ЗРК «Patriot» сбил над Кувейтом британский «Tornado», 2 пилота погибли.
24.03.: 2 ракеты «Tomahawk» с авианосной группы «Theodor Roosevelt» ВМФ США, пролетев мимо целей, взорвались в Турции. В этот же день американская ракета разнесла автобус с сирийцами, убив 5 и ранив более 10 человек; Пентагон извинился перед семьями погибших.
26.03.: Басра, 7-я британская танковая бригада сожгла свой же танк «Challenger II», убив 2 танкистов.
27.03.: Эн-Насирия, под свой артогонь попала морская пехота США: 37 раненых, 6 уничтоженных единиц бронетехники.
29.03.: север Ирака, самолет F-15 нанес удар по колонне из 10 машин с группой американского и курдского спецназа; до 30 бойцов погибло и до 50 было ранено («Техника горит, вокруг дымящиеся трупы, куски тел – настоящий ад» – раненый очевидец, репортер «Би-Би-Си Ньюс» Д. Симпсон).
29.03.: юг Ирака, под обстрелом своих погиб 1 и ранено 3 британских солдата.
03.04.: ЗРК «Patriot» сбил под Кербелой самолет F/A-18 «Hornet» с авианосца «Китти Хок»; там же своим огнем сбит вертолет «Black Hawk», 7 погибших и 4 раненых.
06.04.: американцы обстреляли в Багдаде колонну российских дипломатов.
—
Дело показало, что, несмотря на появление новых видов ВТО, ситуация не меняется. Под огонь попадают даже не причастные к драке, не говоря уже о мирном населении: 25.03. при налете на Басру удару подверглись жилые кварталы; 26.03. ракета попала в рынок в центре Багдада, убив 15 и ранив десятки человек; 28.03. удар по другому рынку в Багдаде, убиты 51 и ранено 49 человек. Янки списали все на самих иракцев. Бомбы разрушили городской медицинский центр в Эн-Наджафе и госпиталь в Эн-Насирии. Ракеты рвались просто на багдадских улицах, а когда одновременно вспыхнули крупные пожары, стало ясно, что Пентагон, плюнув на Женевские конвенции, опять бомбит не «точечно», а ковровым способом.
Кстати, некоторые виды американского вооружения как бы «специализируются» в огне по своим. Так, в первые же дни вторжения штурмовики А-10 «Тандерболт» оказались причастны минимум к следующим инцидентам:
25.03.: Эн-Насирия, уничтожение танка морской пехоты США.
27.03.: Эн-Наджаф, расстрел своей бронеколонны, сгорели 1 танк М-1 и 4 БТР, 50 убитых и раненых.
28.03.: Басра, расстрел британской бронеколонны, уничтожены 2 БРДМ «Scimitar», 1 убитый и 5 раненых.
Эта склонность «Тандерболта» к огню по своим замечена и в других войнах. Конечно, как штурмовик он зачастую действует вблизи своих войск. Но как тут можно вести речь о высокоточном оружии?
—
А теперь о весьма необычном: очевидно, одной из немаловажных причин огня по своим является соперничество в вооруженных силах. Британская счетная палата отметила в докладе за 2002 г., что «традиционный дух соперничества разных родов войск, став серьезной проблемой, провоцирует огонь по своим». Так, в 1994 г. над северным Ираком в закрытой для полетов зоне американские F-15 сбили 2 своих вертолета UH-60, погибло 26 человек, в том числе персонал ООН. Пилоты не знали, что в этом районе могут появиться вертолеты, а на вопрос, почему те не были внесены в расписание боевых заданий авиации на тот день, ответственный за составление расписания офицер ВВС ответил: «А мы не считаем вертолеты авиацией».
Феноменом в проблеме «дружественного огня» является армия США. По данным Американской военной библиотеки, обобщившей сведения минобороны США за последние 50 лет, армия бьет по своим все чаще. В результате этого ее потери во Второй мировой войне составили 21%. В инцидентах погибали разом десятки, а то и сотни «джи-ай». Например, 13.07.1943 г. в ходе Сицилийской операции американские зенитчики сбили 33 своих транспортных самолета с десантниками на борту, погибло 318 человек!
—
Во Вьетнаме доля этих потерь возросла. Трюк здесь в том, что статистики о количестве инцидентов и жертв как бы не существует. Теоретически для каждого такого погибшего причиной смерти должно было быть указано «misadventure» («несчастный случай»), и таковых насчитали примерно 1100 человек. Однако при выборочной проверке по списку павших во Вьетнаме точно от огня своих оказывается, что официальной причиной смерти зачастую указано что-то иное.
Доля павших от «дружественного огня» во время «Бури в пустыне» и во второй иракской войне не может быть названа, но, судя по сообщениям СМИ, эта доля очень велика.
Сегодня «дружественный огонь» имеет одну деликатную особенность: основной ударной мощью располагают американцы, а гибнут от него в основном союзники. При подсчете случаев ошибочных действий военных США получается ужасающая картина: только за год лишь в контролируемых британцами районах Ирака зафиксировано минимум 32 факта обстрела их американцами. Пентагон заявляет, что чаще всего это происходит ночью на блокпостах, когда британскую символику рассмотреть сложно. Однако англичане возражают: американцы имеют обыкновение стрелять на поражение в светлое время суток, когда союзники едут с малой скоростью, кричат из окон и размахивают национальным флагом.
Чтобы защититься от «старшего брата», британцы в Ираке заказывают через Интернет полотнища национального флага, чтобы наиболее явно для американцев обозначать себя и свою технику.
—
Пилот на боевом задании должен знать силуэты своей и союзной техники. А БРДМ «Scimitar» не похожа ни на одну из бронемашин Ирака: сдвинутая назад башня резко отличает ее от иракских (советских) БМП и БТР. Кроме того, на крышах расстрелянного конвоя были крупно нанесены опознавательные знаки, и для совсем уж тупых сверху растянут большой английский флаг.
Впечатления выживших после атаки американского штурмовика А-10 Thunderbolt («Удар молнии») израненных и обожженных танкистов, похоронивших товарища, в интервью газете «Таймс»: «Все эти эмблемы разработали янки, сказав: «Нарисуйте их сверху, и по вам стрелять не будут, мы отличаем своего за полтора километра. А наш суперсовременный А-10, напичканный электроникой, различит по тепловому излучению, какой перед ним танк», – рассказал капрал Стивен Геррард. Он считает, что не заметить всего этого было невозможно. Однако американский летчик все-таки сделал невозможное. Капрал: «Я умею командовать танком, вести бой, отбиваться от врагов. Единственное, чего я до сих пор не умел, так это озираться, не стреляют ли в меня янки».
—
«Там вокруг было много гражданских, они подошли к танкам, но тут налетел «Удар молнии» и открыл огонь. Янки совершенно не беспокоили человеческие жизни. Я думаю, что это было просто ковбойство, – заявил Крис Финни, добавив, что пилот атаковал их по собственной воле. – Их была группа, 4–5 самолетов. Этот отделился от них и напал на нас. Его это, видимо, развлекло. Хочу узнать, что теперь с ним будет: он убил моего друга, сделав это со второго захода».
Лейтенант Макьюен: «Я хочу только домой. Больше всего я боялся того, о чем шутили мои друзья и родственники, провожая меня сюда: «Не бойся иракцев, лучше следи за американцами». Они были правы».