История с вертолётоносцем «Мистраль», нелепая и сама по себе, в последние дни приобрела уже просто характер какого-то фарса (или балагана?): ответственные персоны во французском правительстве глубокомысленно сообщили о том, что уж коли решили не отдавать «Мистрали» таким-сяким русским, то теперь их придется, скорее всего… просто затопить. Да-да, в море-окияне. Где-нибудь там, где поглубже.

Предложение, что и говорить, неожиданное: не переоборудовать подо что-нибудь, даже не разрезать на металлолом – а именно затопить.  Для демонстрации широты галльской натуры (которая вообще-то до сих пор славилась скорее скупостью) путём демонстративной максимизации убытков, надо полагать. 

Ну да ладно, французы в данном случае в своем праве: сами построили, сами затопили, сами неустойку заплатили. Всех удивили, но… весь банкет на свои деньги.

Однако кроме французов есть на планете и другие страны-государства, в том числе и незалежная Украина, которая от такого известия просто обалдела: как это так – просто взять и затопить? Лучше подарите суверенной неньке, если уж совсем девать некуда, а уж мы ужо… А что именно «ужо»?

Это вопрос интересный – и если на него ответить, то как раз и станет понятно, почему самостийной державе никто «Мистрали» не то что за так не отдаст — но и за полную цену не поставит.

Дело ведь в том, что вертолетоносцы — корабли очень специфические, предназначенные для решения задач по обеспечению высадки десантов на очень-очень дальние берега.  А держав, которые в принципе могут перед собой такие задачи ставить на нашей планете не очень много. Даже прямо скажем — совсем мало. Всего шесть: США, Россия, Англия, Франция, Индия и Китай.

Остальным такие девайсы, во-первых, просто не по карману, а во-вторых — подходящие для них задачи просто ставить негде. Ну вот не пригодятся «Мистрали» ни Египту, ни Испании, ни Бразилии… Да и России, строго говоря, тоже — где нам с них высаживаться?

А вот для Китая… для него бы такие кораблики в самую пору пришлись бы. Потому как есть, куда их нацелить: тут тебе и Тайвань, и Филиппины, а то и вообще Гавайские острова…

Вот именно это «вообще» в последние годы и нервирует, поскольку морскую мощь Китай наращивает быстро и… не обходится этот процесс без участия той же Украины.

Достаточно вспомнить, как удачно киевские власти толкнули Поднебесной оставшийся недостроенным советский авианосец «Рига» (он же с 1991 по 2012 гг. — «Варяг»). Сделка 1998 года была совершенно феерической: авианосец (!) был продан китайской частной  компании некоего предприимчивого товарища Сюй Цзенпина всего за 25 миллионов долларов (!!) под … плавучий развлекательный (!!!) центр.

А как же иначе: двигатели-то на этом «Риге-Варяге» установлены не были! Только буксирами его тягать, только для стояния на приколе…   

В общем, условия были настолько удивительны, что Турция еще полтора года не давала разрешения на провод корабля через Босфор. А когда с Турцией предприимчивый китаец все вопросы утряс, возникли проблемы с Суэцким каналом: по правилам по каналу нельзя проводить корабли без силовой установки. Но… китайский предприниматель не растерялся: будущий «развлекательный центр» еще почти год тащили буксирами тащили вокруг Африки со средней скоростью в 11 км/час.

Но дотащили-таки! И сразу поставили в док, из которого в 2011 году вышел в море уже вполне пригодный к использованию авианосец «Ляонин».

Что как-то совсем не понравилось ни Японии, ни Тайваню, ни Южной Корее… но деваться уже некуда: баланс сил на побережье Тихого океана уже того… изменился.

А теперь представим себе на минутку, что Украина вдруг и в самом деле получила халявный «Мистраль» в подарок. И что тогда?

Если кто забыл – у киевских властей есть перед Поднебесной должок в 3.5 млрд. долларов. И ни у кого нет гарантии, что напористые китайцы не захотят этот должок вернуть любой ценой… хотя бы даже и натурой. И уплывёт тогда «Мистраль» совсем не туда. Оно кому-то в НАТО или в США надо?  

То-то… так что лучше уж в отношении «Мистраля» запятую во фразе «отдать нельзя затопить» поставить после «нельзя»… По принципу «так не доставайся же ты никому!» и во имя сохранения стратегического паритета в Восточной Азии…

Источник