Интернет становится новым полем боя. На этом пространстве выстраиваются боевые порядки против России. Появляются свои механизмы, технологии, виды вооружений и информационные войска. Деньги вкачиваются немалые.
Один из роликов появился в Интернете совсем недавно. Под бодрую музыку стучат по клавиатуре чьи-то энергичные пальцы. "Вступай в информационные войска Украины!" "С нами весь мир!"
Если верить рекламе, в цифровую гвардию одними из первых зачислены Барак Обама, Ангела Меркель и Джен Псаки. На официальной страничке каждый может последовать их примеру — заполнить анкету, получить задание, а дальше начать "ежедневно уделять время информационной борьбе".
Как это может выглядеть? Доверчивость пропаганде, ноль критического мышления. Завышенное самомнение, а также тотальная озлобленность делают граждан России новой кастой — обыдляченные. Это именно они плакали от радости, аплодируя захвату Крыма.
Такая самодельная пропаганда должна заполнить Интернет. Количество важнее качества. Чем обиднее, тем лучше. Так, словно цель не переубедить упрямых и обыдляченных русских, а разжечь неприязнь между народами, оборвать все еще не разорванные связи. В духе известного видеопослания "Никогда мы не будем братьями", тоже едва ли возникшего из ниоткуда.
Глобальная информационная война приобретает иррегулярный партизанский характер. В ней каждый теперь — сам себе режиссер. И для того чтобы открыть собственный канал вещания, достаточно нехитрого комплекта — камеры, ноутбука, микрофона. Завтра хватит и простого мобильника.
Четыре с половиной тысячи евро — такое жалованье Евросоюз обещает голодным и недовольным русскоговорящим журналистам. Задача — выводить на чистую воду, влиять, "промывать" мозги. Финансирования, правда, пока нет — кризис. Но предполагается, что каждая европейская страна на святое дело не поскупится.
В числе первых — Германия. Глава ее МИД, побывавший с визитом в Прибалтике, пообещал Риге, Таллину и Вильнюсу помощь в подготовке кадров. К осени в Латвии и Эстонии заработает новое телевидение для неграждан.
"Немецкая волна" открыла представительство в Киеве и тоже запускает версию на русском. И самая громкая новость — 750 миллионов долларов на антироссийскую пропаганду может выделить Конгресс США.
"То, чем занимаются русские, можно назвать милитаризацией информации. Это угрожает американской национальной безопасности. Российская информационная армия подмяла под себя телевидение, радио и газеты в Европе. Высказываются конспирологические теории. Американское правительство обвиняется во всех грехах — от организации терактов 11 сентября до катастрофы "Боинга" "Малайзийских авиалиний", — сказал Эд Ройс, председатель комитета Конгресса США по международным делам.
Прага. Как и во времена холодной Войны, здание "Радио свободная Европа" напоминает то ли военный объект, то ли американское посольство — мощные антенны на крыше, бдительная охрана. В том, что центр пропагандистской работы будет размещен именно в Праге, нет ничего необычного. Первоначально станция называлась "Освобождение", как и созданный нацистами пражский Комитет освобождения народов России.
У "Радио Свобода" есть программы для людей любых занятий и интересов. Совместно с "Радио Свобода" работает программа переправки пропагандистских материалов на советскую территорию с помощью воздушных шаров.
Спустя почти полвека ничего не изменилось, разве что шары больше не запускают. Задача нового канала — открыть этим русским глаза, вернуть их к мрачной реальности, о которой они не подозревают, объяснить, разжевать, растолковать. Одна беда — доступа к массовой аудитории у таких передач пока нет. Вот почему центр тяжести в информационной войне смещается в социальные сети.
Азбука агитации и пропаганды неизменна с Первой мировой войны, когда информация и дезинформация впервые начали применяться на научной основе. Фашисты называли это "войной мировоззрений". В США сходную задачу решают армейские подразделения по психологическим операциям и ЦРУ.
"Информационная война между двумя нашими странами идет больше 16 месяцев. Это происходит впервые за последние 25 лет. Для тех же из нас, кто помнит холодную войну, здесь нет ничего нового. Советская сторона использовала тактику активных мероприятий. Мы часто сталкивались с этим. США же старались отвечать на это правдой. Ну, как мы понимаем правду. Возможно, это не совпадает с тем, как правду видят в России", — отметил Джоел Хардинг, офицер военной разведки США в отставке.
Пример такого несовпадения — акция "Бессмертный полк". У себя в блоге Джоел Хардинг пишет: "Шествие миллионов людей — профанация, обман, все подстроено властями, маршировали за деньги, у русских не может быть такого количества погибших родственников, поэтому портреты фронтовиков они сваливают в кучу у метро". Хардинг скрупулезно вылавливает в оппозиционных блогах компрометирующие "Бессмертный полк" фотографии и запускает их в тяжелую ротацию. Ничего личного — просто информационная война.
Технических средств — с избытком, а вот заразительной идеи больше нет. Ну, не считать же ей построение светлого рыночного будущего по заветам Рональда Макдональда. В глобальной войне мировоззрений отсутствует самый главный элемент — мировоззрение.
Чем-то похоже на бой с тенью. Против Америки действует нехитрая и хорошо смазанная русская машина дезинформации, а сама американская внешняя политика, американская пропаганда. Если бы между чопорными брифингами в Госдепе и кровавой реальностью на Украине, Балканах, Ближнем Востоке было хоть что-то общее, никто бы и не смеялся над несчастной Джен Псаки, а американской мечте не понадобились бы услуги дорогого косметолога. В таком мире самым востребованным товаром становится не журналистская объективность и отстраненность, а правда, которая всегда одна.