Ни для кого не секрет, что, несмотря на серьёзные и неоспоримые успехи России (в 2013 году наша страна стала пятой экономикой в мире) отношение к капитализму у нас неоднозначное. И виновата здесь не «природная лень русского народа», а реформаторы начала 90-х, которые, мягко сказать, обманули ожидания большинства россиян, которые после падения коммунизма свято поверили в быстрое светлое капиталистическое завтра, шанс на которое действительно был.
В начале 90-х размер экономики упал примерно в два раза, и в короткой статье полностью охватить ту реальность невозможно. Поэтому стоит остановиться на двух вещах, которые имеют прямое отношения к уровню жизни граждан — судьбе советских сбережений и приватизации.
В советское время у граждан был фактически один вариант инвестиций — Сбербанк. Чёрный рынок валюты и чеки магазинов «Берёзка» не в счёт. Как известно, советские сбережения в Сбере сгорели, их обесценила до нуля запущенная Егором Гайдаром гиперинфляция. Компенсации, затем предложенные правительством, были абсолютно смешными.
Чековая приватизация начала 90-х была тесно связана с криминалом и финансовыми пирамидами. Большинство россиян отнесло свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, ни один из которых в итоге не стал биржевой голубой фишкой. Контрольные пакеты акций некоторых ведущих российских предприятий правительство через схему залоговых аукционов фактически подарило группе новорождённых олигархов за поддержку Бориса Ельцина на выборах 1996 года.
В результате россияне, которые в 1991 году были если не поголовно, то в солидном количестве уверены, что станут миллионерами, к 1996 году остались и без сбережений, и без собственности. За это они совершенно справедливо могут сказать «спасибо» тогдашнему президенту и правительству, которое проводило реформы по рецептам Международного валютного фонда, Мирового банка и различных западных советников.
А можно ли было по-другому?
Не только можно, но и нужно. Можно было бы провести малую приватизацию, разрешив лишь мелкий бизнес, оставив ключевые промышленные, прежде всего, сырьевые активы в руках государства. В этом случае Россия бы избежала резкого социального неравенства и шока. Жизнь бы у нас сейчас была примерно как в Беларуси. И многие россияне продолжали роптать на власть, которая так и не хочет «развивать бизнес и раздать собственность народу».
Но был и второй, абсолютно рыночный и жёсткий капиталистический путь реформ. Только, в отличие от политики реформаторов 90-х, он был нацелен на обогащение всей нации, а не узкой группы приближённых к тогдашнему президенту физических лиц. Вопрос, естественно, прежде всего в модели приватизации. Схема могла бы быть выгодна и правительству, и гражданам. И её главное отличие в том, что приватизация должна была бы осуществляться за деньги. Контрольные пакеты акций ведущих российских предприятий (51% капитала), прежде всего экспортёров природных ресурсов, временно закреплялись бы в государственной собственности. Часть из них после формирования адекватного фондового рынка и выхода компаний на адекватный уровень биржевой капитализации могла бы затем быть продана глобальным инвесторам. Бюджет бы получил хорошие деньги, а Россия вписалась бы в глобальную экономику на достойных условиях.
Но наиболее интересна судьба оставшихся 49%, которые изначально предназначались бы для приватизации в пользу граждан России. Перед началом реформ и соответственно гиперинфляции любой россиянин мог бы перечислить все или часть своих сбережений с советской сберкнижки на специальный приватизационный счёт, деньги с которого могли бы быть использованы только на покупку акций ведущих приватизируемых компаний. Аукцион или продажа по номиналу — вопрос открытый. Изначально не ясно, какой объём средств россияне захотели бы зарезервировать для приватизации.
Конечно, в России достаточно большое число средних предприятий, которые неизвестны (и соответственно неинтересны) широкому кругу россиян. Здесь, вероятно, было бы правильно закрепить 51% акций за руководством, а 49% за сотрудниками, с перспективой вывода наиболее интересных из данных компаний на биржу. И, конечно, у держателей советских вкладов в Сбере должна была бы быть возможность их конвертации в капитал банка. Если бы всё это было сделано, каждый обыватель в России сейчас был бы держателем акций, и биржевые сводки всегда были бы основной новостью дня. От них бы напрямую зависели уверенность потребителей и внутренний спрос.
Однако мечта так и остаётся мечтой, причём, вероятно, никогда уже не достижимой. Наша московская биржа, видимо, навсегда останется лишь не самой любимой игрушкой для спекулянтов Wall Street.
Ну и в заключение: можно ли сейчас отыграть назад и хотя бы частично пересмотреть итоги начала 90-х? Либеральный блок правительства неоднократно заявлял, что сделать ничего нельзя, так как пересмотр итогов приватизации приведёт к коллапсу экономики и краху финансовых рынков. Однако на самом деле это полуправда. Пересматривать итоги приватизации, конечно, чревато. Однако заплатить по старым советским сберкнижкам государство просто обязано. Лишних денег в бюджете, безусловно, нет — но правительство может рассчитаться своими облигациями, сделав их бессрочными и выплачивая по ним скромный процент, например, половину ключевой ставки ЦБ.
Продав эти бумаги на бирже, любой россиянин сможет «окэшить» cвою советскую сберкнижку. Пересчёт советских рублей в нынешние российские — самый тонкий момент в этом вопросе. В СССР рубли всё же не были на 100% полноценными деньгами. Их нельзя было обменять на иностранную валюту, на них нельзя было купить акции и облигации предприятий, товарный дефицит также никто не отменял. Считается, что один советский рубль примерно равен нынешним 100 российским. Введя 50% дисконт за неполноценность советских денег, получим 50 руб. или один советский рубль примерно равен одному доллару. А платить россиянам или нет — это политическая воля правительства. Схема для компенсации есть.(Возможна и немного другая схема. Конвертация обесценившихся вкладов не только в облигации, но и в акции ... У государства до сих пор остались в собственности пакеты акций различных предприятий на СОТНИ миллиардов долларов. И какую -то часть этих акций (а, возможно, и какие-то другие активы, к примеру, землю, "безнадежные" долги других государств и т.д. ) государство может достаточно безболезненно для себя отдать "обманутым" вкладчикам (или их наследникам). Например, посредством передачи этих акций в специально созданный ГОСУДАРСТВЕННЫЙ инвестиционный фонд (в виде ОАО с золотой акцией у государства) с дальнейшим распределением паев (акций) этого фонда среди бывших держателей вкладов в советских Сберкассах (в зависимости от размера "сгоревшего" вклада). Акции этого фонда должны будут свободно продаваться и покупаться (в т.ч. и на бирже) и как любые другие акции, при успешной работе АО должны будут приносить своим владельцам дивиденды...Хотя, по большому счету, государство уже давно С ЛИХВОЙ компенсировало ВСЕ ПОТЕРИ СРЕДНЕМУ вкладчику Сберкассы. Прежде всего с помощью БЕСПЛАТНОЙ приватизации квартир и земельных паев. Да и приватизационные чеки некоторым принесли не такую уж мизерную отдачу. Например, жители некоторых северных областей (Пермская обл.,Тюменская обл. и т.д.) вложившие свои ваучеры в акции Газпрома в результате получили на свой ваучер по несколько тысяч акций газового гиганта. А каждая акция Газпрома, напомним, на пике (в 2006-2007 годах) стоила около 15 $...Т.е. для кого-то слова Чубайса о двух "Волгах" на ваучер, как ни странно, оказались чистой правдой...Прим.RUSFACT.RU)