28 мая исполнилось 119 лет со дня окончания Цусимского сражения.
Широко распространено мнение о том, что поражение нашего флота в этом бою предопределило и общий неудачный итог русско-японской войне.
Так ли это?
Заместитель директора Российского института стратегических исследований, историк Михаил Смолин поделился с читателями KM.RU своим видением этого вопроса.
- В самом начале войны Россия не вела никаких больших военно-морских операций. Произошло это по той причине, что русский флот находился на разных океанах, а та часть, которая находилась на Тихом океане, была не такой большой в сравнении с японским флотом.
То же самое можно сказать и о русской армии, которая на Дальнем Востоке представляла собой отдельные батальоны. Для того чтобы во время войны сконцентрировать большие силы, нам потребовалось в течение нескольких месяцев один за другим отправлять поезда через Транссибирскую магистраль. В результате удалось перевезти значительные массы военных.
Исходя из этого, начало войны было очень тяжёлым моментом для России по той причине, что, с одной стороны, концентрация ее военных сил на театре военных действий была минимальна, а с другой стороны Русско-японская война началась с необъявленного нападения японских войск.
Россия столкнулась с определённой неожиданностью: с тем, что огромные массы японской армии и японского флота захватили инициативу в военных действиях и, естественно, по началу наносили достаточно чувствительные военные поражения русской армии.
Но к 1905 году судьбы сражений уже можно определять как ничью. Силы Япония были практически исчерпаны. Если бы у России была возможность в дальнейшем продолжать ту войну, если бы не революция, то мы вышли бы из этой войны, по крайней мере, без каких-либо потерь.
Но внутриполитическая ситуация в Российской империи во время войны сложилась очень неблагоприятно. Огромное количество оппозиционеров приветствовало успехи японской армии. Кадетская партия даже посылала поздравления японскому императору, японская разведка финансировала оппозиционные партии, вооружало революцию.
Революция в определенной степени являлась внутренней проблемой России, а ведение боевых действий параллельно с революцией было невозможным. Заключение мира в 1905 году преследовало цель развязать руки в отношении подавления революции. Россия и дальше могла вести военные действия, но, в силу того, что революционное движение распространялось по территории Российской империи, необходимо было прекратить хотя бы саму русско-японскую войну, чтобы подавить революционное движение.
И тем не менее можно сказать, что Русско-японская война свелась вничью. Говоря об условиях Портсмутского мира, который закончил русско-японское столкновение, нельзя забывать, что кроме части Сахалина, никаких других территориальных потерь мы не понесли. В том числе, мы не заплатили ни рубля контрибуции, а именно контрибуция является признаком поражения в войне.
Интервью подготовила Евгения Каверина