Россельхознадзор заявил, что в четверг, 6 августа, было уничтожено 290 т санкционной растительной продукции и 29,3 т товаров животного происхождения. Ведомство уверяет, что сегодня уничтожение продолжится, так как всего было выявлено 407 т незаконно ввезённой продукции растениеводства.
Данные события уже вызвали адский костёр в социальных сетях и мозгах альтернативно одарённых граждан. Данной публике фактически нужен лишь повод. Со стороны может показаться, что она регулярно то хронически недоедает, то вся поголовно сиротствует и ждёт усыновления в Америку, то вся поголовно служит в заповедниках и т.д. Однако именно ею в значительной степени заполнены модные кафе Москвы и Петербурга.
Вместе с тем — действия властей в данном случае являются абсолютно правильными как с экономической, так и с политической точки зрения. Защита национального рынка и национального производителя предполагает жёсткий запрет на импорт. Любое появление санкционной продукции на российском рынке — это прямой удар по выручке российских предприятий, а также прекрасная возможность для коррупции и незаконного заработка. Ведь продать товар на «сером» рынке за реальные деньги намного выгодней, чем распределить его в пользу малоимущих. Последнее, кстати, потребует значительных государственных расходов, прежде всего на логистику. Плюс качество контрабанды часто оставляет желать лучшего, соответственно, она представляет угрозу здоровью россиян.
Есть и политический момент. Москва проводит адекватную политику в ответ на санкции Запада. И любой компромисс в санкционном вопросе будет, вероятно, на Западе воспринят как слабость и непоследовательность. Интересы государства всегда выше интересов отдельной личности. Себестоимость уничтожения санкционной продукции близка к нулю. Бюджет не несёт никаких серьёзных расходов. А уничтожение контрабанды, как и наркотических средств, является общепринятой международной суверенной практикой. Импортозамещение в этом вопросе не так серьёзно скажется на размере ВВП в денежном выражении, однако однозначно улучшит качество и диверсификацию экономики, а также положительно скажется на продовольственной безопасности страны.
Ну и в заключение: на самом деле вся эта история с контрсанкциями и т.д. имеет один важный плюс. Изначально у нас было много продуктового импорта, прежде всего из Европы. Так исторически сложилось: дефицит исчез в 1994–95 гг. прежде всего за счёт импорта. Многие придали этому такое значение, что стали «желудочно европейцами». Какая-то мадам даже говорила о европейских ценностях в еде.
А сейчас возвращается баранина, конина, сибирская кухня и т.д. «Массандра» и барабулька, в конце концов. Сам её заказывал два дня назад в очень чопорном московском ресторане. Традиционная для царской России, СССР и, шире, Евразии еда.
Россия — отдельная и успешная цивилизация, и еда у нас своя и очень вкусная. Кому она не нравится принципиально — просто потому, что «поросёнок русский, а не испанский» — поездки в Европу никто не отменял.