Россияне судиться не любят. Все спорные вопросы они предпочитаем решать сами и в суд обращаются только в самом крайнем случае, когда все другие возможности исчерпаны. Другое дело американцы, те просто обожают судиться. Для них судебная тяжба - одна из разновидностей национального спорта. Отдельные процессы становятся событиями общегосударственного масштаба, превращаются в настоящие шоу. Адвокат и прокурор состязаются в красноречии, сотни газет печатают сообщения о ходе процесса на первых страницах, теле и радиокомпании начинают свои выпуски новостей с репортажа из зала суда.
С 10 по 21 июля 1925 года центром США был город Дейтон штата Теннесси. Происходившие в нем события вошли в историю США как «обезьяний процесс». Итак, достанем с архивной полки дело «штат Теннесси против теории эволюции Чарльза Дарвина» и сдуем с нее пыль.
Богопротивная теория Дарвина
В своем труде «Происхождение видов» Дарвин в опровержение всеобщему заблуждению тактично обходил вопрос о происхождении человека. Он ответил на него лишь спустя 12 лет в работе «Происхождение человека и половой отбор», в которой и написал черным по белому, что человек и нынешние обезьяны имеют общего предка.
В отличие от ученого мира, склонившего головы перед гением Дарвина, общество не было готово однозначно принять новое учение. Наши предки лазили по деревьям и имели хвосты?! Фу, какая гадость! А как же учение церкви о Божественном происхождении человека?! Теорию Дарвина критиковали, осуждали и даже запрещали во многих странах, в том числе и в США.
Американское общество против теории эволюции
Америка – страна эмигрантов. Основоположниками США были гонимые в Европе протестанты, готовые ради сохранения своей веры отправиться в тяжелое путешествие в неизведанные земли. Вот эти истово верующие христиане и составили впоследствии основу американской нации, ее костяк, ее элиту, сформировали ее мировоззрение. Неудивительно, что в США возникло массовое движение противников распространения научных теорий, подрывающих авторитет Священного Писания (теория дрейфов континентов, теория геологических пластов Земли и теория Дарвина – в первую очередь). Одним из вождей этого движения, можно сказать его знаменосцем, был Уильям Брайан.
Брайан был в США не просто известен, он был знаменит. Это был бессменный лидер демократической партии в течение многих лет. Трижды партия на своих съездах выдвигала Брайана кандидатом на пост президента, и хотя все три кампании были проиграны, популярность его от этого нисколько не пострадала.
В кабинете Вудро Вильсона Брайан занимал пост госсекретаря (министра иностранных дел). Он боролся за предоставление женщинам избирательных прав, за запрет спиртных напитков и другие социальные реформы. Одновременно Брайан встал во главе крестового похода против дарвинизма. Он выступал с речами, писал книги и памфлеты, и требовал запретить преподавание теории эволюции в школах.
Акт Батлера и Американский союз в защиту гражданских прав
В начале 1925 года в штате Теннесси член местной Палаты Представителей Джон Батлер, ярый сторонник Брайана, предложил закон, запрещавший в государственных (или частично спонсируемых государством) школах и университетах «преподавать любую теорию, отрицающую историю Божественного Творения человека, как тому учит Библия». Нарушение закона грозило штрафом от 100 до 500 долларов.
Проект быстро проскочил Нижнюю и Верхнюю палаты, губернатор штата проекту удивился, публично высказался в смысле, что законодатели просто дурью маются вместо того, чтобы заниматься делом, но подписал. И как только проект стал законом, подал свой голос Американский союз в защиту гражданских прав.
Этот основанный в 1920 году Союз за несколько лет вырос в мощнейшую организацию и уже на общегосударственном уровне осуществлял борьбу против ущемления прав и свобод граждан США. В Акте Батлера руководители Союза усмотрели целый букет покушений: на свободу слова, распространения информации, вероисповедания и еще на десяток свобод. К тому же, Теннесси был уже вторым штатом, законодательно ограничившим преподавание теории эволюции в школе, и аналогичные проекты рассматривались в еще 15 штатах.
3 мая 1925 года руководители Союза рассмотрели Акт на специальном заседании и заявили, что окажут юридическую поддержку любому учителю, рискнувшему преподавать теорию эволюции, в случае, если против него будет применен этот вздорный закон. Заявление было опубликовано во многих газетах США.
Заштатный городок штата Теннесси Дейтон
Началось все в аптеке Фрэда Робинсона. Дейтон был заштатным шахтерским городком, дела его шли из рук вон плохо. Рентабельность шахт падала, население за последние 30 лет сократилось на 40%, и едва достигало 1.800 человек, включая дряхлых стариков и младенцев. Чтобы не прогореть, Робинсон кроме аспирина продавал в своей аптеке бутерброды, скобяной товар, книги, прохладительные напитки, мороженое и поставил в торговом зале столики со стульями для посетителей. Аптека Робинсона стала для жителей Дейтона центром Вселенной.
И вот 4 мая 1925 года в аптеке Робинсона в обсуждении теории Дарвина что называется «сцепились» два старых приятеля: менеджер одной из шахт Джордж Рэпли и попечитель учебного округа графства Уолтер Уайт. Не обошли вниманием и Закон Батлера.
Уолтер считал его необходимым, Рэпли – абсурдным. К спору подключились все присутствующие в аптеке. Рэпли оказался в меньшинстве. И тогда он вынул из кармана местную газету с заявлением Союза и хлопнул ею об стол: «А давайте устроим в нашем городе такой процесс, и пусть суд решит, кто из нас прав!» Видя, что у оппонентов идея не вызвала энтузиазма, Рэпли кинул на весы «гирьку»: «Мы организуем рекламную кампанию, на процесс приедут десятки репортеров, зрителей, Дейтон прославится на всю страну!»
У присутствующих защелкали в головах арифмометры: приехавшие будут снимать жилье, питаться в местном ресторане, покупать местные товары, стричься в местных парикмахерских, можно будет наладить изготовление и продажу памятных сувениров, если удастся заманить ярких политиков – завести полезные знакомства и т.д. и т.п. И все в голос закричали: «Гениально! Даешь процесс!» Тут же начали делить роли, кто будет на стороне защите, кто на стороне обвинения, набрасывать на салфетках план ближайших действий и список приглашаемых.
Агнец на заклание
Встал вопрос о «жертве». Вспомнили о Джоне Скоупсе. Выпускник университета Кентукки приехал в город год назад и устроился тренером местной команды по американскому футболу. Имея кроме диплома юриста еще и диплом геолога, Скоупс договорился за небольшую плату (лишний доллар карман не продырявит) подменять заболевших учителей естествознания.
В городе его любили и все были уверены, что присяжные «высшей меры» в 500 долларов ему не дадут, дадут 200-300, на которые город скинется. Схватили за шкирку пробегавшего мимо мальчишку и пообещали ему 20 центов плюс мороженное, если он срочно найдет Скоупса и приведет его в аптеку.
Джон, которого мальчишка нашел на теннисном корте, удивился неожиданному предложению, но подумал, что рано или поздно ему придется уезжать из Дейтона (не вечно же ему прозябать в этом захолустье), лишняя известность в будущем ему не повредит и сказал «Yes». Кто-то спросил, а преподавал ли он ученикам теорию Дарвина, и Скоупс, помявшись, ответил, что вот совсем недавно он замещал заболевшего преподавателя биологии, и (какое совпадение!) как раз рассказывал о теории Дарвина. Правдой это было или нет, никто выяснять не стал, это уже не имело никакого значения.
Скоупс написал покаянное признание, которое констебль зарегистрировал, приятель Скоупса местный прокурор, прекрасно знавший всю «подкладку» дела, выдвинул обвинение, и инициативная группа выехала в Нью-Йорк в центральный офис Союза в защиту гражданских прав. Планы организаторов, на тот момент больше напоминавшие мечты васюкинцев о превращении их города в Нью-Москву, стали воплощаться в жизнь.
Союз встретил дейтонцев с восторгом и развил бурную деятельность. Организованная в прессе компания сравнивала предстоящий процесс с судом над Галилеем. Сторону обвинения согласился возглавить сам Уильям Брайан. Защищать Скоупса, причем абсолютно бесплатно, вызвался адвокат США № 1 того времени знаменитый Кларенс Дэрроу. Их присутствие обещало захватывающую схватку в зале суда и около 200 газет объявили о своей готовности направить в Дейтон своих лучших репортеров.
Судебный процесс как прибыльное предприятие
Суд начался 10 июля. В городе царила атмосфера карнавала. Местные жители ютились по углам, сдавая свои комнаты постояльцам. (В город с населением 1.800 жителей приехали 3.000 желающих посмотреть на процесс.) Единственный ресторан был вечно переполнен, и местная газета была забита объявлениями о недорогих домашних обедах.
На улицах девушки продавали кукол-обезьянок. Тут же члены анти-эволюционной лиги продавали книги Брайана. По центральной улице водили шимпанзе и утверждали, что она будет давать показания в суде. Местный проповедник вещал со ступеней церкви, что если сторонники эволюции победят, это будет конец христианству.
Владелец магазина готового платья по фамилии Дарвин переживал свой звездный час и не успевал пополнять ассортимент. По Дейтону маршировали колонны сторонников теории эволюции, а им навстречу - ее противников. В аптеке Робинсона не утихали споры и однажды хозяину, чтобы утихомирить спорщиков, даже пришлось палить в воздух из револьвера (правда, патроны были холостыми).
Поскольку зал суда не мог вместить всех желающих, а организаторы были заинтересованы в максимальном количестве зрителей, действо было вынесено на улицу под открытое небо. В «зале суда» были установлены микрофоны и впервые процесс транслировался в прямом эфире по общенациональному радио. В пригороде построили импровизированный аэродром для самолета, чтобы кинооператор мог снять Дейтон с высоты птичьего полета.
Дуэль Брайан-Дэрроу
Дэрроу при первой же встрече в два счета «расколол» Скоупса. Все повисло на волоске. Если обвинение докажет (а оно докажет, если начнет копать), что Скоупс теорию эволюции не преподавал, дарвинистов ждет позорный конфуз. Тогда, Дэрроу, опираясь на 5-ю поправку к конституции, разрешавшей не свидетельствовать против себя, запретил Скоупсу вообще говорить на суде. Скоупс с облегчением вздохнул, с благодарностью посмотрел на Дэрроу, снявшего с него тяжкий груз и в течение всего процесса молчал как рыба.
Две недели процесса вылились в яркую полемику между обвинителем и адвокатом. Дэрроу переиграл противника вчистую. Он заставил Брайана отвечать на каверзные вопросы: действительно ли тот верит, что Бог создал Землю за шесть дней, что Иона был проглочен китом и жил в его желудке три дня, что Иисус Навин остановил Солнце и прочие, загоняя того в логическую ловушку.
Брайан был верующий человек, но не настолько твердолобый, чтобы на все вопросы ответить: «Ну да, конечно!» В конце концов, он был вынужден признать, что библейские тексты нельзя понимать буквально, а следует воспринимать как аллегории.
Блистательный проигрыш
Однако победа вовсе не входила в планы Союза. Замысел был не оправдать Скоупса, а отменить Закон Батлера, для чего в первой инстанции суд следовало проиграть, подать апелляцию в Верховный суд штата и проиграть, дотащить дело до Верховного суда США, а вот там выиграть. Поэтому был отобран состав присяжных из 12 набожных фермеров, не отягощенных образованием, и регулярно посещающих церковь. К концу прений представители Союза были просто в восторге: Дэрроу, как и было оговорено, проигрывал суд, но проигрывал его с блеском.
Чтобы не испортить уже приготовленное блюдо нелепой случайностью, Дэрроу отказался от финальной речи. Присяжные, как и предполагалось, сказали «виновен», судья их поддержал (есть ли эволюция, нет ли эволюции, но закон есть закон и он был нарушен), наложил на Скоупса штраф в 100 долларов (минимум) и закрыл дело.
Все были дико довольны. Американцы получили прекрасное развлечение на две недели, дейтонцы неплохо подзаработали, Дэрроу подтвердил свою славу блестящего адвоката, Союз удачно проиграл дело. Скоупс на волне известности получил стипендию, впоследствии завершил свое образование и стал успешным инженером-нефтяником.
Огорчен был Брайан: по закону штата если адвокат отказался от финальной речи, обвинение тоже не может ее произносить, а эту речь Брайан готовил две недели, она должна была стать шедевром, но… Можно сказать, Дэрроу лишил его последней радости в жизни - через 5 дней после окончания процесса Брайан умер.
Прокол на ровном месте
Радостные представители Союза подали апелляцию в Верховный суд штата Теннесси, и там ее приняли без восторга. «Понятно, что мы ее отклоним, - размышляли судьи, - и они понесут дело в Верховный суд США. А там сидят северяне - безбожники и богохульники, и кто знает, какое они решение примут».
И вот четыре судьи делают потрясающий юридический кульбит. Во-первых, они признают, что суд был прав. Во-вторых, порывшись в законах, они находят основание отменить решение суда: по законам штата судья имеет право налагать штраф не более 50 долларов, свыше – это компетенция присяжных. Наложив на Скоупса штраф в 100 долларов, судья превысил свои полномочия. Решение суда аннулируется, дело закрывается. Аут.
Руководители Союза были в шоке. Они прекрасно понимали, что провести повторно такой шикарный процесс уже не получится и приняли мудрое решение не испытывать судьбу. Их мнение о профессиональном уровне дейтонского судьи осталось неизвестным.
Победный проигрыш
Несмотря на такой печальный финал, процесс, оставшийся в истории американского правосудия как «обезьяний» оказался победой. Ни один штат больше не принимал законов, запрещавших преподавание теории эволюционизма в школах. Даже список штатов, где такие законопроекты подавались на обсуждение, закрылся на 15-и. Что же касается Акта Батлера, то он 42 года пролежал под сукном, пока в 1967 году не был благополучно отменен.
А для Дейтона «обезьяний процесс» стал самым ярким эпизодом в его биографии. В здании суда жители устроили музей, которым они гордятся, и каждое лето в городе устраиваются привлекающие в город туристов инсценировки, воспроизводящие самые ключевые моменты знаменитого суда. Даже спустя 90 лет после завершения «обезьянего процесса» дейтонцы продолжают на нем зарабатывать.
Автор Клим Подкова
Журнал «Тайны и загадки» № 16/2015г.