Вспоминая о победах русского оружия, одним из первых мы упоминаем Бородинское сражение. Это правильно. Однако гордость не должна быть слепой. Оппонент вполне может задать вопрос: что же это за «победа» такая, после которой «армия-победитель» не захватила позиции неприятеля, не обратила его армию в бегство, а наоборот, сама начала отступать и сдала врагу свою столицу? Почему Бородинское сражение, закончившееся по большому счету «боевой ничьей» рассматривается русским народом как победа? Надо знать, что ответить.
С первого дня Московского похода Наполеон искал генерального сражения с русской армией. Любое государство обороняется до тех пор, пока имеет армию. Оставшемуся без армии королю или императору остается только стать на колени и выслушать волю победителя. С разгромом армии кончается война.
Поэтому каждое утро Наполеон начинал с вопроса «Где русская армия?» С первого дня он шел за отступающей русской армией, пытаясь навязать ей сражение.
Русская армия огрызалась кровавыми арьергардными боями, трое суток героически обороняла Смоленск, но генерального сражения упорно избегала. Русские генералы берегли армию.
На совете в Филях генералам, настаивающим на сражении у стен Москвы, Кутузов ответит: «Пока цела армия – жива и Россия. Погубим армию – погубим Россию».
Под Бородино русская армия остановилась.
Перечитайте еще раз Лермонтовское «Бородино». Оно написано в 1837 году. Еще были живы участники сражения. Говоря о Лермонтове как о поэте, мы забываем, что он был военным. Лермонтов наверняка встречался с офицерами, сражавшимся на Бородинском поле. Его стихотворение не просто литературное произведение, оно исторически документально.
«Прилег вздремнуть я у лафета,
И было слышно до рассвета,
Как ликовал француз».
Завтра сражение, в котором погибнут тысячи людей. Почему же во французском лагере ликование?
Посмотрите на карту Европы 1812 года. Наполеоновскую Францию поддерживали союзные (а де-факто вассальные) Австрия, Пруссия, Швейцария, Варшавское герцогство, Испания, Италия, немецкие государства, объединенные в Рейнский союз. Все они стали союзниками Наполеона после военных кампаний против Франции, закончившихся сокрушительными поражениями. У Наполеона за спиной десятки сражений - десятки блистательнейших побед. Армия под его началом не знает поражений.
Солдаты Великой Армии уверены: завтрашним сражением этот утомительный поход окончится. Русская армия будет опрокинута, русские генералы будут сдаваться в плен десятками, штандарты разбитых полков будут считать сотнями. Иначе быть просто не может: где Наполеон – там победа.
Кутузов так не думал, однако он понимал, что завтрашнее сражение будет страшным. Еще ни одна армия не смогла выдержать удара войск ведомых самим Бонапартом. (В 1799 году Суворов в Итальянском походе не раз громил французские войска, но командовали ими Моро, Макдональд, Массена.)
Наполеон ставил своей целью в сражении сильнейшим ударом разгромить русскую армию, Кутузов – выдержать этот удар.
7 сентября в 5:30 утра французская артиллерия открыла огонь по русским позициям. Мы не будем описывать ход Бородинского сражения. Его подробное описание тут: http://rusfact.ru/node/12022. Русская армия не побежала. К вечеру 7-го числа она все так же стояла на своих позициях.
«Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...»
Великая Армия, ведомая Великим Наполеоном, впервые не одержала победы. Цель, которую поставил перед русской армией Кутузов, была достигнута, цель, которую поставил перед своей армией Наполеон – нет. Для русской армии ничья была равнозначна победе, а Наполеону была нужна только победа, он ждал от сражения только победы.
Под Бородино русская армия первая в Европе свела сражение с Наполеоном к ничьей. А потом были и победы...